Экспертиза «Нового Региона»: фетиш
Законодательное Собрание Челябинской области утвердило проект закона по противодействию коррупции. В первом чтении – закон на федеральном уровне еще не принят, чтобы утвердить окончательно, надо будет подгонять под документ вышестоящей Думы. Что имеем сейчас? Понятия размыты, цели не конкретизированы, методы не ясны. Вот, каким образом, например, содействовать формированию правовой грамотности населения? А это одно из основных направлений противодействия коррупции. И как повысившаяся грамотность отразиться на уроне коррупции, если, по словам депутата Анатолия Брагина – председателя комитета ЗСЧО по законности и бывшего областного прокурора, между прочим, везде берут, везде дают. Чиновники пытаются втолковать – берут, потому что дают, переворачивая все с ног на голову. Так ведь не брали бы, точнее – не вымогали, никто бы и не давал. Или, к примеру, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Решение об ее проведении должно приниматься органом, этот акт разработавшим – тем же Законодательным Собранием при утверждении плана законопроектных работ на текущий год. Забавно получается: ЗСЧО заранее планирует разработать законы, которые могут содействовать коррупции? И все это происходит на фоне постоянных судебных разбирательств в отношении чиновников, уличенных в коррупции. И многие из них получают условный срок. Невольно закрадывается подозрение – а не является ли весь этот антикоррупционный шум очередным мероприятием для «галочки», коих мы уже видели немало. Ситуацию комментирует политолог Семен Абрамов:
«Бюрократические приоритеты, программы и планы становятся самодовлеющими субстанциями, все больше подменяя собственной логикой развития естественные законы существования профильных сфер. Будь то экономика, борьба с коррупцией или рост цен – «указиловки» вышестоящего начальства, материализованные во всевозможных постановлениях и поручениях, не только создают ложные реакции на проблемы, а значит и бесполезный фронт работ, но и превращают реальную цель развития в обыкновенный директивный бумажный хлам. Цифры отчетов при этом становятся предметом слепого поклонения.
Иногда создается ощущение, что мы полностью погрязли в параллельной реальности ложного документооборота. Какую задачу не поставь – довольно росчерка пера на документе соответствующей комиссии, чтобы снять проблему с повестки дня. Однако в реальной жизни никто к практическим действиям даже не приступал. Примеров сколько угодно. Вспомним знаменитую программу по строительству 1000 физкультурно-оздоровительных комплексов. В каком году П. Сумин был назначен «главным по стране» в ее реализации? Уже и президент сменился, да и сам документ, похоже, давно отправлен в архив, а ФОКи не то чтобы в масштабах РФ, но и на Южном Урале до сих пор не достроены. Но на бумаге-то будущие покорители олимпийских вершин уже много лет набираются мастерства в суперсовременных комплексах!
Другая проблема – борьба с коррупционерами. Можно, конечно, предпринимать реальные шаги по излечению от этого общественного зла, в частности, ограничить вседозволенность чиновников, поставить под реальный контроль исполнительную власть. Однако дело это хлопотное, к тому же связано с некоторым урезанием прав губернатора, гораздо проще сыграть в старую игру под названием «кто заказывает музыку»: создать комиссию и пригласить главу области возглавить ее. Вот и готовое название для пресс-релиза: «П. Сумин возглавил борьбу с коррупцией на Южном Урале». Звучит хорошо. Но что в реальности? Все последние годы именно ближайшие соратники Сумина были фигурантами самых громких коррупционных дел! Так, может быть, пора не комиссии создавать, а провести всесторонний аудит деятельности областной администрации?
Предположение из разряда фантастики. А посему местная бюрократия продолжает мягкое наступление на права «источника власти», то бишь народа. Вот экологи-общественники отправляются в Верховный суд выяснять, насколько законны планы по строительству атомной электростанции в Челябинской области, не противоречит ли сей план воле населения, недвусмысленно выраженной в референдуме 1991 года. И мы получаем, увы, традиционную реакцию из ведомства по экологической и радиационной безопасности господина Подтесова: дескать, а где документики? Не было никакого референдума! Более того, планы по строительству атомной станции не определены, так что и шум поднимать нечего. Деньги, значит, Росатом тратит так просто, изучает возможности и т. д. А то, что чуть ли не полгода следуют одно за другим бодрые совместные заявления в СМИ высокопоставленных чиновников о том, что Южный Урал благодаря этой станции окончательно преодолеет проблему нехватки энергии – это ерунда. В связи с этим следует напомнить Г. Подтесову, что еще в 1996 году в предвыборную кампанию П. Сумин заявлял, что вопрос строительства ЮУАЭС будет однозначно увязан с мнением населения области. Эти уверения мы также можем отправить за ненадобностью в утиль? Бумажная жизнь – одно, а реальная – совсем другое?
Или вот еще одна актуальная тема – рост цен. Тут уж возбудился целый ряд ведомств. При прокуратуре даже создана межведомственная комиссия по исследованию (или уместнее сказать – расследованию?) этого вопроса. Очевидно, умудренные мужи в погонах будут измерять с линейкой динамику цен на предмет того, естественное это повышение или умышленный сговор. Не сомневайтесь, комиссия по итогам годичной работы выпустит отчет, где обозначит виновников и пути выхода из сложившейся ситуации, выработает рекомендации и направит их в местный парламент или Госдуму. На бумаге проблема будет решена, а в реальности цены будут скакать и дальше, потому как директивами подобные проблемы не решаются. Хоть ты расстрельные команды введи.
Главная проблема в природе нынешнего роста цен – это, как раз, абсурдная с точки зрения экономики система принятия государственных решений, игнорирующих реалии. Вспомните акцию по «заморозке цен», так бойко «отпиаренную» в момент предвыборных кампаний. Не единожды говорилось, что подобные внеэкономические методы аукнутся населению скачком цен, но разве кто-нибудь из власть имущих принял это к сведению. Есть задача – выполняй, а что будет после – не суть важно. В результате теперь мы ищем виноватых в ценовом движении, а дело, образно говоря, передается в прокуратуру. Неужели и впрямь найдут того самого чиновника, благодаря идиотским представлениям коего мы поимели еще одну точку социального напряжения?
Огромные бюджетные средства, которые в последнее время вливаются по самым разным программам в экономику, – это ли не источник разгона инфляции? Сколько предупреждали экономисты об опасностях подобных подходов! Теперь посмотрите на результаты. Многим они приносят пользу? Увеличение зарплат, пособий и пенсий в социальной сфере с лихвой перекрывается ростом, так называемой, потребительской инфляции в 25% годовых. Инфляция, в первую очередь, бьет по бедным, то есть по тем группам населения, которые мы в своих бумажных планах и стратегиях, вроде бы, поддерживаем. Бедные становятся бедней, а богатые богаче. Но это в реальной жизни. А по документам задача по созданию социально-ориентированного государства выполнена, не придерешься.
На заседании областного правительства Петру Сумину докладывают, что по некоторым направлениям в промышленности произошел спад производства. Губернатор дает указание разобраться. Логика тут такова: сверху поставлена задача удвоения ВВП, а эти несчастные производители труб или цемента портят отчетную картинку – непорядок. Надо действительно разобраться: отчего и почему они так безответственно подходят к выполнению производственных планов партии и правительства. Рост тарифов на услуги монополистов, высокая конкуренция, инфляция, лоббизм – не в счет. Скажите, кто виноват!
Смогут ли производственники вымолвить, что в нынешних условиях прогрессирующей зависимости экономики от сырьевых отраслей и массированных бюджетных расходов, всякая производственная деятельность второго, третьего, четвертого и далее по счету передела, становится все менее рентабельна! Эффективность реального сектора, Петр Иванович, снижается благодаря невнятной социально-экономической стратегии государственных органов. Вот вам и ответ на ребус бюрократической арифметики, давно уже превращенной во вполне самодостаточный фетиш».
© 2008, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».