«Челябинвестбанк» пугает клиентов подозрениями в причастности к преступникам и террористам
Челябинские банки, начав агрессивную рекламную кампанию, призванную вбить в головы южноуральцев мысль о том, что у них нет друзей лучше, нежели тот или иной банк, одновременно вводят санкции в отношении клиентов, пожелавших забрать свои деньги.
Как передает корреспондент «Нового Региона», ОАО «Челябинвестбанк» рассылает письма тем, кто снял с карточных счетов крупные суммы. «Проводимые вами операции рассматриваются как подозрительные и противоречащие требованиям Федерального Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», – говорится в одном из таких писем, попавших в распоряжение агентства. Далее клиенту рекомендуют прекратить проведение подобных операций, то есть не снимать средства со своего счета, а заодно информируют, что с определенного дня тариф по картсчету установлен на уровне 5% от суммы получаемых наличных средств.
В «Челябинвестбанке» признали, что такие факты не единичны, и предложили назвать имена получателей писем, обратившихся в «Новый Регион», чтобы прояснить картину по конкретным случаям. Но когда агентство поинтересовалось, каким образом это возможно, если есть законы о банковской тайне и неразглашении персональных данных, и попросило объяснить общие критерии отбора «подозрительных операций, противоречащих закону №115», давать официальные комментарии по поводу появления писем в банке отказались: «Поскольку нет фамилии человека, никакие критерии мы назвать не можем. Либо получайте доверенность от клиента, и мы готовы с вами обсуждать ситуацию, либо пусть приходит сам – мы от своих клиентов не скрываемся. Закон (№115-ФЗ – прим «НР») комментировать мы тоже не можем. Закон есть закон, его надо выполнять. Три месяца назад у нас была проверка ЦБ, которая подтвердила правильность курса банка на выполнение закона №115-ФЗ, поэтому, если вдруг какие-то вопросы возникли, надо обращаться в Центробанк». Каким образом клиенты вообще могут нарушить этот закон, в банке не пояснили.
Во-первых, указанный федеральный закон не запрещает гражданам РФ снимать деньги со своих счетов, он лишь определяет операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. Речь идет о суммах свыше 600 тысяч рублей. В случаях же, которые стали известны редакции, вопрос касается не сотен, а десятков тысяч рублей, которые человек снял со своего собственного счета. При этом даже не был превышен недельный лимит по карте.
Кроме того, контролю подлежат операции, производимые лицами или организациями, «в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица». Для того чтобы признать клиента подпадающим под данную норму закона, необходимы либо соответствующее решение суда, либо решение прокурора, либо постановление следователя о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера.
Кстати, этот же закон категорически запрещает банкам извещать клиентов о том, что их операции попали под контроль (статьи 4 и 7.6).
Что же касается увеличения тарифа за обналичивание средств до 5%, то такое право банка, действительно, предусмотрено договором, но при этом, согласно все тому же договору, банк должен предупредить клиента через средства массовой информации об изменении за 30 дней до начала действия новых условий. Однако письмо извещает, что процент вводится на следующий день после отправки данного извещения. Прокомментировать этот нюанс в «Челябинветсбанке» так же отказались.
По словам ведущего эксперта-специалиста управления Роспотребнадзора по Челябинской области Вячеслава Беспалова, рассылка подобных писем, как минимум, некорректна и позволяет поставить вопрос о чистоплотности банка по отношению к клиенту.
«Очевидно, что банк таким образом пытается удержать владельца карты от дальнейшего снятия денег, – считает Вячеслав Беспалов. С его мнением согласен и исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин: «Понятно, что повышение тарифа направлено на то, чтобы снятие денег со счетов стало экономически не целесообразным». Кстати, Андрей Емелин очень доходчиво объяснил общие критерии, по которым операция может обратить на себя внимание банка. Как оказалось, в этом нет никакой тайны, но Емелин тоже подчеркнул, что закон №115 клиентам ничего не запрещает. В целом, ноу-хау «Челябинвестбанка» удивило представителей банковской сферы: «Мы впервые сталкиваемся с подобными письмами и впервые слышим о том, чтобы закон № 115 применялся подобным образом», – заявили «Новому Региону» в Ассоциации российских банков.
Что же касается клиентов, получивших письма, то они сочли себя глубоко оскорбленными: «Мало того, что банк бесцеремонно вмешивается в нашу частную жизнь и указывает, что нам делать с нашими же деньгами, так нас еще унижают необоснованными подозрениями в связях с преступниками». «Мне совершенно ясна позиция банка, – говорит другой клиент. – «Вы принесли к нам свои деньги, трогать их больше не смейте». Меня такие взаимоотношения не устраивают. Если мои действия противоречат закону, сообщать мне об это должны соответствующие органы, а объяснять банку, который зарабатывает на том, что «прокручивает» мой капитал, куда я трачу свои деньги, я не намерен. Это мое личное дело!». «Весьма символично, что добрые намерения банка препятствовать отмыванию денег заканчиваются банальным повышением тарифа. Я, кончено, с этим банком больше не буду иметь никаких отношений. Но я прекрасно понимаю, что большая часть этих писем рассчитана на поколение преклонного возраста, которое выросли в те времена, когда любая бумажка, пришедшая по почте, с печатным шрифтом рассматривалась как руководство к действию. Сообщение о незаконных действиях таких людей просто парализует, и они даже не обратят внимания на то, что письмо прислала частная организация. Понятно, что у банка проблемы с наличкой, но просто возмутительно решать свои проблемы таким образом».
Оскорбленные клиенты заявляют, что объясняться с банком они не собираются и намерены прекратить с ним всякие отношения, некоторые рассматривают вариант обращения в суд. Иными словами, разослав письма, банк получил прямо противоположную реакцию: после таких посланий вкладчики пошли забирать со счета остатки средств.
Ссылки по теме:
Вкладчики выводят из банков 300 миллиардов рублей в месяц >>>
ЦБ РФ считает, что банки сами виноваты в кризисе, и дает банкирам 12 уроков >>>
Челябинские банкиры не признают отток средств с депозитных счетов >>>
Челябинск, Светлана Намская
© 2008, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».