ЕГЭ-2009: коррупция перемещается из вузов в школы
Сегодня челябинские одиннадцатиклассники сдают пробный единый госэкзамен по русскому языку. Вместе с тем, все чаще звучат мнения, что ориентация системы образования на сдачу единого экзамена не ведет к воспитанию развитых и ответственных граждан. К аналогичному заключению пришли специалисты Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений (ИГСО). По их мнению, ЕГЭ оказывается не просто бесполезным – его введение радикально и негативно меняет содержание школьного и вузовского образования.
Как пояснили корреспонденту «Нового Региона» в ИГСО, с введением ЕГЭ не достигнуто ни одной из заявленных министром Фурсенко и правительством целей. «Коррупция перемещается из вузов в школы, концентрируется вокруг самого ЕГЭ. Потребность обращаться к репетиторам не только не отпала с введением ЕГЭ, но стала еще более настоятельной, с этого года родители готовятся к тому, что нужно дополнительно готовиться ко всем экзаменам, а не к одному или двум, как раньше», – заявил директор ИГСО Борис Кагарлицкий. Продекламированная властями доступность столичных и престижных вузов для провинциалов или сельских жителей не определяется формой вступительных экзаменов. «Решающее значение имеют размер заработных плат и стипендий, наличие общежитий и размеры цен на билеты», – считает Кагарлицкий.
Школьный аттестат теперь, по сути, теряет смысл и не может претендовать на звание «аттестата зрелости», как он раньше назывался. «Получить его может человек, сдавший на «тройку» математику и русский язык и не знающий ни истории, ни естественных наук, ни иностранного языка, ни информатики. Социальные и коммуникативные способности ученика тоже никакого значения не имеют, – констатирует руководитель Центра социального анализа ИГСО Анна Очкина. – Все достижения школьника за 11-12 лет обучения обнуляются: сделав случайную техническую ошибку, он попадет в категорию неудачников и, напротив, расставив галочки в тесте «елочкой» или «лесенкой», получит незаслуженно приличный аттестат. С введением ЕГЭ как единственной формы вступительных экзаменов в вуз неясной, «подвешенной» становится ситуация с заочным обучением».
Отдельной проблемой является качество образования, которое пытаются «улучшить» с помощью ЕГЭ. Тестовая форма позволяет проверить фактические знания, но не может выявить способность к самостоятельным рассуждениям, к формулированию аргументов. В тех разделах ЕГЭ, где предпринимается попытка проверки таких способностей, предлагаются размытые, субъективные критерии оценки. Дискуссионность некоторых тем составителями тестов не учитывается, нравственные проблемы не ставятся вообще. Выбор фактических знаний для проверки часто случаен, субъективен, знание многих фактов, имен, событий, предложенных в тестах ЕГЭ, не позволяют судить о понимании предмета в целом.
«Введение ЕГЭ и как дополнения – компьютерного тестирования в вузах – радикально меняют процесс обучения, формы подачи знаний и их содержание, характер общения педагогов и учеников, считают в ИГСО. – Старшие классы школы превращаются в загоны для дрессировки, натаскивания. «Ненужные» предметы школьник теперь не будет знать даже поверхностно, все силы будут отданы предметам, выбранным для сдачи ЕГЭ».
Челябинск, Светлана Намская
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».