Политологи: верхушке российской бюрократии выгодна коррумпированность мелких чиновников
В России взяточничество и использование должностных отношений на низших уровнях власти делает возможным процветание коррумпированных чиновников на верху.
Как передает корреспондент «Нового Региона», ратифицировав конвенцию ООН против коррупции, Россия не утвердила самый главный её пункт – №20, который определяет понятие «незаконное обогащение». Поэтому сейчас, по мнению председателя «Национального антикоррупционного комитета», члена Президентского Совета по защите гражданских прав, политолога Кирилла Кабанова, не понятно, с чем бороться – с действиями либо с результатами. Правоохранительные органы в рамках российского законодательства усиленно борются с действиями. «А наши дорогие чиновники, для которых государственная служба является бизнесом, боятся, что у них отберут результаты их многолетней «творческой» деятельности», – пояснил сложившуюся ситуацию Кабанов.
При этом спецификой российской бюрократии является её силовой уклон. То есть, со сформированной из представителей силовых структур коррумпированной верхушкой власти борются те же силовые структуры. Причем принцип формирования команды из силовиков – не некий заговор, а стратегическая ошибка. «Когда к власти был приведен Владимир Владимирович, он не понимал, как формировать власть. Поэтому она формировалась по вассальному принципу: личная преданность, лояльность. Естественно, люди брались из той среды, в которой он работал, – заявил Кирилл Кабанов. – Понятно, что лояльность покупается. Когда человек приходит по вассальному принципу, он должен получить некую «ленту».
В результате столь неразумного набора чиновников на высшие руководящие посты Россия получила проблему с регенерацией элиты. «Элитой считаются не те, кто оставляет после себя некое движение в обществе, а те, кто зачастую неправомерным путем зарабатывают огромные состояния, – разъяснил свою точку зрения Кирилл Кабанов – В обществе считается, что ты можешь быть свободным, только имея некую сумму».
Кроме того, у российского чиновника, по мнению Кабанова, нет понятия репутационного риска: «Если ты лоялен к власти, та не реагирует на посылы общества, пока считает целесообразным использование того или иного бюрократа. Естественно, это меняет психологию человека. Коррумпированная бюрократия неэффективная и непрофессиональна, так как набирается без учета профпригодности, а по признаку «вместе учились, вместе служили».
Из-за почти тотальной коррумпированности и отсутствия общественного контроля за властью в обществе складываются ложные посылы. «Люди не воспринимают бюджет как свои деньги, а чиновника – как того же продавца в магазине. А ведь так и есть. Это человек, который, улыбаясь, должен предоставлять Вам услугу», – полагает президент «НАК».
Ради поддержания собственного благополучия, считает Кабанов, коррумпированная бюрократия верхних уровней власти с удовольствием поддерживает так называемую «низовую» коррупцию среди врачей, учителей, муниципальных чиновников и рядовых милиционеров. «Бытовая коррупция обусловлена невыполнением со стороны государства соцобязательств по отношению к чиновникам. Государство само провоцирует чиновника к самостоятельному выживанию. Она выгодна более высоким уровням коррупции, так как коррумпированным чиновников управлять легко, – заявил Кабанов – Одновременно для общества всегда можно имитировать борьбу с коррупцией на низовом уровне. У нас все время происходит то борьба с оборотнями, то с муниципальными чиновниками, чаще всего с врачами. По данным судебного департамента Минюста, в 2008 году в коррупционных уголовных делах фигурировали, в основном, врачи, низшие сотрудники милиции, учителя и таможенники. Я не говорю про судей, их там нет, как и сотрудников администрации Президента».
Челябинск, Ксения Уфимцева
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».