Экспертиза «Нового Региона»: жесть
В последние полгода выражение «антикризисные меры» по упоминаемости в местных СМИ обогнало даже самого губернатора Петра Сумина, которому до сих пор неоспоримо принадлежала пальма первенства. Но, как ни странно, чем больше говорят об антикризисных мерах, тем хуже становится ситуация. По крайней мере, так воспринимает действительность обыватель. А уж заявления властей об улучшении в отдельных сферах и вовсе кажутся южноуральцам оскорблением. Что это – ограниченность сознания населения или здоровая реакция на традиционный чиновничий прием «много шума и ничего»? Ситуацию комментирует эксперт фонда «Реалити» Андрей Воронов:
«Антикризисные мероприятия южноуральских властей носят настолько причудливый зигзагообразный характер, что предугадать, куда завернет маршрут спасения региональной экономики от всепроникающего спада, нет никакой возможности. Не мудрено, что на роль спасительного лекарства все чаще призывается плацебо в виде бюрократического мельтешения по просторам малой родины и повесткам бесчисленных заседаний. Перемещение тел и дел при этом вполне ожидаемо и не дает, ровным счетом, никакой отдачи в реальной жизни.
Любопытно было наблюдать, как местные телеканалы, столующиеся на ниве паркетной журналистики, отыграли день рождения главы области. Один даже умудрился к патетическому приветственному адресу подстегнуть протокольную съемку встречи Сумина с Президентом РФ. По всему выходило, что господин Медведев не только поздравительную телеграмму прислал, а еще и собственнолично «поручкался» с губернатором. Ну и что с того, что вышел фальшак, зато какой уместный. События как бы не было, но оно как бы подразумевалось. А раз так, почему бы не подкорректировать реальность в нужном свете?
Может, и не стоило бы лишний раз уделять внимания подобным казусам, которые, в общем, давно уже не противоречат правилам тона многих местных СМИ, однако есть в этом некое общее проявление природы нынешнего способа существования южноуральских властей. Как бы увидеть проблему, как бы обозначить, провести как бы заседания и совещания, вынести решения и поручения, и благополучно как бы закрыть тему. Есть такой аппаратный жаргонизм: «порешать» вопросы надо. Так порешаем!
Вот вам пример. В области, как вы знаете, отмечается существенный спад производства – где на 30%, где на 50%, а где и на 70%. Предприятия, не способные поддерживать уровень безубыточности, вынуждены переходить к приостановке производства (частичной или полной) и сокращению персонала. В результате образуется давление на рынке труда. Люди теряют реальные рабочие места, и это серьезная проблема. Каков же ответ на этот вызов времени мы видим у областной администрации? Проводятся совещания, на которых даже признается, что ситуация непростая и будет усугубляться, затем выносится план создать по антикризисной комиссии в каждом муниципалитете, увеличить штаты службы занятости, создать профцентры по переориентации трудовой силы и обеспечить фронт общественных работ. Кроме того, исполнительная власть воинственно заявляет, что готова разбираться с каждым случаем массовых сокращений аж с привлечением силовиков.
Итак, что получается в итоге этой обширной кампании? Временные работы по своему характеру никоим образом не могут снять проблему дефицита рабочих мест: низкоквалифицированный труд не способен обеспечить ни минимально приемлемую зарплату, ни хоть какую-либо стабильность для работника – в лучшем случае «день простоять, да ночь продержаться». Долго поддерживать такое положение вещей не может и областной бюджет, он и так соткан из дыр. Значит, ставим минус.
Создание огромного количества комиссий местный Минэкономразвития, конечно, может поставить себе в заслугу как эффективную меру по преодолению кризиса на рынке труда, но всякому разумному человеку, знакомому с чиновничьей «бухгалтерией», понятно, что наличие профильных административных структур вовсе не означает автоматического достижения цели. Иначе жили бы мы в раю. Точно также центры по профессиональной переориентации могут превратить токаря в слесаря, однако что делать, если производство сокращается повсеместно? Опять-таки, количество структур не влияет напрямую на решение проблемы.
А что если завести предприятия «с толкача», так чтобы работали хоть и в убыток, но содержали при этом коллективы, как некогда крепостных. Хорошо бы, да вот незадача: убыточные производства при такой ситуации намертво встают на прикол, накапливаются долги, в том числе и по зарплате, активы обесцениваются, и искать для них в будущем инвесторов становится проблемой почти нерешаемой. Это прямой путь экономической деградации. Тогда возникает закономерный вопрос, а какие цели мы преследуем, все же выбирая именно эти методы?
Все проясняется, когда обращаешься к докладам высоких начальников, – оказывается, за последний месяц напряженность на рынке занятости СНИЗИЛАСЬ! Снизилась и все тут, вопреки здравому смыслу и объективным данным. Одно за другим предприятия заявляют о возможных сокращениях, никто даже не прогнозирует изменения конъюнктуры по основным для области отраслям, а цифры вселяют оптимизм!
Помнится, в марте-апреле хвалили ЧТЗ: вот, дескать, планировали уволить сотрудников, но после переговоров с Петром Ивановичем весь коллектив решили сохранить в полном составе. Даже победную реляцию изваяли. Теперь завод также в полном составе пошел на «каникулы» по причине недостаточной загруженности. Когда вернется, не известно. Подобная ситуация на ЗМЗ. Съездил губернатор в «антикризисное турне», сказал «хорошо». После встретился с новым собственником-инвестором, изложил свой взгляд на проблему, и, в аккурат, после доверительных бесед собственник-инвестор сбежал. Видимо, осознал всю душевность и специфичность местного инвест-климата. Сейчас не ясно даже чей завод, не то чтобы спрогнозировать, когда заработает на полную мощность.
Скудеет, судя по всему, и обойма готовых решений, как оживить промышленное производство. В ход пошли рецепты из далеких 90-х в виде производственной кооперации. Введем в области широкий территориальный заказ – этакий внутренний рынок, и будут местные предприятия выстраивать отношения напрямую, минуя посредников и всевозможные накрутки. Я тебе болты, ты мне катанку. Проблема только в том, что в 90-е кооперация решала совсем другую задачу: разрулить клубок неплатежей и уйти от бартера как формы расчетов. Живых денег тогда не было. Теперь же деньги есть, но нет рынка сбыта. Почувствуйте разницу! И в этом случае нужно не отгораживаться по территориальному признаку, а, наоборот, ратовать за самую широкую открытость. Ну и чем вам здесь поможет производственная кооперация? Однако звучит красиво, и Петр Иванович уже ввел подзабытый оборот в аппаратную лексику. Будет чем щегольнуть перед непосвященной публикой.
Что же теперь остается? Если язык уговоров не помог, перейдем к языку угроз. Благо федеральные начальники в последнее время с завидной регулярностью дают нам примеры жанра силового стимулирования экономики. Дадим джазу, нашлем прокурорских, налоговую, потребнадзор, в конце концов. Причем, опыт распространим на уровень муниципалитетов, по всему чиновничьему периметру выдадим вразумляющие дубины административного ресурса. Ребята, месячник поддержки бизнеса окончен, меняй вывески! Будем рихтовать «жесть» под запросы непосредственного начальства, социальную ответственность, перемежая с уголовной: нет экономики – нет проблем».
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».