AMP18+

Челябинск

/

Я русский бы выучил… Только зачем? Южноуральцы против новых норм русского языка

Южноуральцы не в восторге от нововведений Минобразования.

Напомним, с сегодняшнего дня вступает в силу приказ № 195 Министерства образования и науки от 8 июня 2009, определяющий список словарей, грамматик и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Статус официальных авторитетов получили «Орфографический словарь русского языка» Б.Букчиной, И.Сазоновой и Л.Чельцовой, «Грамматический словарь русского языка» под редакцией А.Зализняка, «Словарь ударений русского языка» И.Резниченко и «Большой фразеологический словарь русского языка» с комментарием В.Телия.

В результате у слова «кофе» официально появился средний род в довесок к мужскому, название боевого искусства каратэ теперь надо писать «карате», правильно писать и говорить «бра'чащиеся», а не «брачу'ющиеся». Кроме того, допускается форма «дОговор».

Многим южноуральцам нововведения не понравились. Первыми возмутились филологи.

Как заявила корреспонденту «Нового Региона» преподаватель русского языка и литературы с 30-летним стажем: «Новые правила – это бред. С другой стороны, большинство россиян теперь будут говорить правильно, правда, не повысив при этом свой культурный уровень».

«Все эти изменения – результат семейственности и коррупции в академической среде, – считают лингвисты. – Ведь не зря же в перечень попали только словари издательства «АСТ-пресс». Скорее всего, владельцы издательства имеют непосредственное отношение к сотрудникам министерства. Как результат, в число «основных» включены откровенно слабые и поверхностные пособия».

«В Великобритании высшие и низшие слои общества говорят буквально на разных языках – настолько разняться диалекты высокообразованного и малограмотного населения, в России скоро будет аналогичная ситуация. Все заявления, что главный носитель языка – народ, и как он говорит, так и правильно, – всего лишь отговорки. В таком случае давно пора узаконить ненормативную лексику, которую в повседневном общении использует чуть ли не каждый второй, и узаконить молодежный сленг, например, заменить слово «непривлекательный» на «беспонтовый».

«Учить русский язык по таким словарям – все равно, что изучать историю по книгам Пикуля, – прокомментировали нововведения в одном из южноуральских университетов. – Все эти упрощения привели к тому, что студенты-филологи просто не умеют ни говорить, ни писать. Учебный план предусматривает контроль за грамотностью студентов в виде ежемесячного диктанта. Если 20 лет назад мы использовали оригинальные тексты Бунина, Чехова, Серафимовича, Горького, то для сегодняшних студентов они слишком сложны, и мы вынуждены использовать адаптированные тексты Паустовского и Нагибина, включенные в дидактические материалы для общеобразовательных школ. В противном случае нам бы пришлось отчислить всех студентов за безграмотность».

Историки расценивают языковые новшества, как шаг назад: «Правила русского языка уже упрощались. В 20-30-х годах прошлого века, когда была поставлена задача борьбы с неграмотностью, правила тоже пересматривались. Но тогда сложный академический язык адаптировали, чтобы научить читать и писать изначально неграмотное население. Сейчас же малограмотную речь внедряют в образовательных учреждениях. Все-таки задача системы образования поднимать уровень населения, а не опускать его ниже среднего».

Новые нормы языка возмутили не только гуманитариев, но и людей с техническим образованием:

«Я, конечно, осознаю, что язык с течением времени меняется, но правила-то никто не отменял, – говорит технолог сварочного производства. – Это же даже не просторечия, а нарушения правил. Как в математике сказать: если сложно понять, почему «–» на «–» дает «+», пусть будет тоже минус, раз так проще».

«Брачащиеся – это, конечно, жесть, – считают южноуральские студенты журфака. – Ну а то, что кофе был ОН а стал ОНО... – просто подстроились под неграмотность россиян... Устали бороться, ведь у нас 80% людей вместо «красИвее» говорят «красивЕЕ». И исправить это удастся с таким же успехом, как могила сможет исправить горбатую Бабку-Ёжку. Нам больше нравилось, когда кофе был ОН. КрепкоЕ, черноЕ, свежеЕ кофе звучит как-то неинтеллигентно… Самое страшное, что образованные мамы детям будут говорить так, как привыкли, а в школах детишкам будет доставаться по соплям».

Кстати, учебные заведения не торопятся брать на вооружение новый список словарей. Например, как заявили корреспонденту «Нового Региона» в челябинском лицее № 102, до тех пор пока школа не получит официального документа от Минобразования, учить будут по старым нормам.

Любопытно, что резкое отрицание нововведения в языке вызвали у южноуральцев с высшим образованием в возрасте за 30. А вот большинство молодых людей до 25 лет восприняли новость довольно равнодушно.

Возможно, нововведения Минобразования вызовут бурное одобрение у южноуральских чиновников, которые и сами любят переставлять ударение в словах, немыслимым образом их коверкая и заставляя повторять за собой подчиненных. Исходя из речевых привычек чиновников Челябинской области к норме вполне могут быть причислены «плотинА», «менЕджмент» и «металлУргия».

Ссылка по теме:

«Кофе» законодательно стало среднего рода >>>

Челябинск, Ксения Уфимцева, Ольга Арсентьева

© 2009, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Наука, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,