Южноуральский Росприроднадзор не может контролировать заводы, допускающие сверхнормативные выбросы в период НМУ
Южноуральский Росприроднадзор жалуется на отсутствие механизма контроля за предприятиями, допускающими сверхнормативные выбросы в период возникновения неблагоприятных метеорологических условий.
Как передает корреспондент «Нового Региона», начиная с 2005 года, в области в 5 раз увеличилось количество предприятий, получающих прогноз о наступлении НМУ.
Сегодня более 100 предприятий области производят выбросы, которые при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) могут приводить к повышенному загрязнению воздуха. Как отмечают специалисты, в период НМУ в приземленных слоях атмосферы возможно накопление загрязняющих веществ. Все эти предприятия обязаны сокращать число выбросов в период НМУ. Более 50 предприятий заключили договор с челябинским гидрометеоцентром, однако наличие такого документа еще не гарантирует, что требования по снижению выбросов будут выполнены. При этом современное законодательство не устанавливает обязанность юридических лиц заключать подобные договоры. Между тем предприятия, имеющие источники загрязняющих веществ, по закону обязаны проводить мероприятия по снижению выбросов в период неблагоприятных метеоусловий.
В 2008 году в Челябинске было получено 76 предупреждений о возникновении НМУ, с начала текущего года – 50. В Магнитогорске в 2006 году зарегистрировано 25 НМУ, в 2007 – 61, а в 2008 – 38. Таким образом, магнитогорские специалисты отмечают сокращение числа НМУ.
С июля 2008 года органы Росприроднадзора получили функции экологического контроля. По закону предприятие должно произвести согласование по сокращению выбросов с надзорным органом. Однако, до сих пор, несмотря на это, ни одного такого соглашения от южноуральских заводов не поступало. В областном Росприроднадзоре признаются, что до сих пор механизм контроля за мероприятиями по уменьшению выбросов при НМУ не отработан. Внеплановые проверки могут проводиться только при возникновении угрозы причинения вреда. НМУ как раз не являются таким фактором. То есть оснований для проверок заводов и запросов материалов при возникновении НМУ у надзорного органа просто нет. Сделать это можно только в рамках контрольной проверки. Сегодня каждое предприятие отчитывается в природнадзор по результатам собственного производственного контроля, и пока это остается единственным способом контроля. Основанием для проверки и привлечения к ответственности может быть, к примеру, допущение сверхнормативных выбросов. По словам заместителя начальника областного управления Росприроднадзора Оксаны Черноволовой, в ближайшем будущем меры по отношению к предприятиям, допускающим сверхнормативные выбросы, будут ужесточены. Нарушителей будут наказывать рублем.
Сегодня на заседании коллегии, посвященной вопросам снижения загрязнения атмосферного воздуха, ее участники порекомендовали в 2010 году органам местного самоуправления Челябинска, Магнитогорска, Карабаша, Златоуста, Кыштыма, Верхнего Уфалея и Троицка организовать получение информации о наступлении НМУ. Также этим муниципалитетам рекомендовано проводить наблюдение за состоянием атмосферного воздуха с учетом адресов проживания жителей, обращающихся с жалобами на загрязнение воздуха.Кроме того, рекомендации организовать мониторинг состояния воздуха получили крупные промышленные предприятия: ОАО «ЧМК», Троицкая ГРЭС и ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод».
Челябинск, Алла Александрова
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».