Шаг вперед, два шага назад: скандал вокруг Металлургмаша может быть связан с очередной попыткой рейдерского захвата
В России увеличивается количество уголовных дел, связанных с фактами незаконных захватов имущественных комплексов, так называемых рейдерских захватов. В год фиксируется не менее 500 подобных фактов. Одной из причин роста числа незаконных захватов собственности является несовершенство российского законодательства, позволяющего определенными путями «приватизировать» даже оборонный стратегический объект. Некоторые схемы были продемонстрированы в фильме Аркадия Мамонтова «Хищники», показанного в начале ноября на телеканале «Россия».
Целью рейдерского захвата может стать любой объект, а вариантов «прихватизации» бесчисленное множество. Например, ситуация, разворачивающаяся вокруг Магнитогорского завода металлургического машиностроения, вполне похожа на попытки незаконного отъема имущества.
Напомним, с 2004 года ОАО «Магнитогорский завод металлургического машиностроения» (МЗММ) находится в стадии банкротства. В 2005 году на площадке МЗММ начал работать Южноуральский машиностроительный завод под руководством челябинского предпринимателя Дмитрия Черкасова, работал довольно успешно, производя продукции на сотни миллионов рублей, правда, за аренду не платил. Между тем, в ноябре 2006 года на МЗММ была введена процедура внешнего управления, а в марте 2008 МЗММ признали банкротом. Конкурсным управляющим назначили Людмилу Зимину. Она должна была выставить имущество банкрота на продажу и рассчитаться с долгами. Однако руководство МЗММ все время натыкалось на скрытое противодействие.
Тем не менее, Зиминой удалось вернуть в конкурсную массу основное технологическое оборудование на сумму 74 млн. рублей, движимое имущество на десятки млн. рублей, списанное с баланса предприятия-должника. Кого-то эти действия не устроили, и с 14 сентября 2009 года конкурным управляющим ОАО «МЗММ» назначен арбитражный управляющий из Москвы Юрий Калакутин.
Есть опасения, что новый управляющий связан с Черкасовым и намерен снова «раздать» его предприятиям имущество, возвращенное Зиминой.
Многие в Магнитогорске считают, что вся эта чехарда выгодна именно Черкасову.
Сам председатель Совета директоров ЮУМЗ Дмитрий Черкасов в свое время уточнял, что причиной сложившейся ситуации послужил его отказ в 2007 году продать ЮУМЗ. И как-то не совсем логично пояснял, что через два года, с 1 января 2009 года, работников ЮУМЗ не пускали на территорию «Металлургмаша», в результате 500 человек остались без работы. А весь секрет состоит в том, что договор аренды у ЮУМЗ истек 31 декабря 2008 года. При этом сотрудникам предприятия Черкасов объяснять ничего не стал, весь январь люди приходили к заводу, отмечались на проходной – чтобы их не уволили за прогулы, и ждали, когда же им разъяснят обстановку. Наконец дождались: в начале февраля руководство ЮУМЗ сообщило о грядущем увольнении в связи с ликвидацией предприятия. При этом рабочим не заплатили за последние месяцы 2008 года. Кстати, и выходное пособие до сих пор полностью не выплачено. Рабочие обращались за помощью и к губернатору, и в «Единую Россию», и в другие инстанции. Откликнулся только обком профсоюза (ГМПР) – выделил юриста, который представляет интересы работников в суде по вопросу взыскания пособий. Следующее судебное разбирательство назначено на 25 ноября.
Но сегодня уволенных сотрудников волнуют не столько прошлые выплаты, сколько их будущее. Весной 2009 уволенных Черкасовым работников «подобрал» новый арендатор – ЗАО «Магнитогорский машиностроительный завод» (ММЗ): сегодня здесь трудится 330 бывших сотрудников ЮУМЗ. Правда, договор аренды истекает 30 апреля 2010 года, и люди боятся, что снова окажутся на улице. Тем более, что новый управляющий Калакутин всеми своими действиями вынуждает арендатора имущества, тоже собирающегося принять участие в торгах, уйти с площадки: он расторг договор хранения имущества завода-банкрота, но забирать его отказывается. При этом, согласно действующим договорам, если при расторжении поклажедатель не забирает вещь обратно, плата за хранение увеличивается в 2 раза. Но платить Калакутин не желает, заявляя в прессе, что с него требуют 20 миллионов рублей. На самом деле платеж за хранение, даже увеличенный в 2 раза, составляет около 1 миллиона рублей, что вдвое меньше платежей за аренду производственной площадки. Кстати, Калакутин предлагает прекратить и аренду помещений, хотя арендная плата является практически единственным источником средств на мероприятия по конкурсному производству.
При этом Калакутин упорно уклоняется от общения не только с арендатором, но и с руководством Магнитогорска, решившим разобраться в ситуации. Так, на встречу с и.о. главы города Евгением Тефтелевым, куда были приглашены и конкурсный управляющий «Металлургмаша», и директор ЗАО «Магнитогорский машиностроительный завод» Зуфир Нургалиев, Калакутин не явился. Евгений Тефтелев в ходе совещания заявил, что готов поддерживать в этой ситуации именно арендатора, который реально работает, платит зарплату, платит налоги и в будущем надеется принимать участие в торгах по приобретению завода-банкрота. Своеобразным подтверждением неправоты конкурсного управляющего может служить и тот факт, что на все уровни он направляет многочисленных жалобы на действия арендаторов и демонстрирует всяческую заинтересованность в судьбе завода-банкрота. Однако когда его приглашают лично обсудить эти проблемы в диалоге с оппонентами, приглашения игнорируются. Евгений Тефтелев обозначил главные задачи: привлечь к участию в разрешении этой ситуации областное руководство, обратиться к губернатору области и руководству налоговиков на федеральном уровне. При этом исполняющий полномочия главы города подчеркнул, что «недопустимо, чтобы заложниками сегодняшнего развития ситуации и бездействия должностных лиц становился коллектив, а это около 350 человек. Поэтому сохранение предприятия в рабочем состоянии – приоритет, вместе с которым должны быть приложены все усилия для скорейшего завершения конкурсного производства и проведения торгов по продаже имущества банкрота. Кредиторы, а самый крупный из них – бюджет, в конце концов, должны получить деньги, а завод – нормального хозяина, который будет развивать предприятие».
Кстати, имущество, которое находится в непосредственном распоряжении Калакутина, до сих пор не прошло инвентаризацию и к торгам не готовится. «За полтора месяца управления в Магнитогорске он появился лишь несколько раз, никаких действий по подготовке к торгам и завершению конкурсного производства не наблюдается», – говорят работники предприятия-арендатора. Они кровно заинтересованы в том, чтобы на заводе появился новый собственник.
«Мы просим, чтоб быстрее завершилась процедура банкротства, чтобы появился эффективный собственник, который мог бы защитить наши интересы, интересы рабочих, чтобы мы снова не оказалисьна улице, как было в начале года. И основным кредитором является государство в лице федеральной налоговой службы, которая не принимает никаких мер и все время продажу завода на какие-то сроки откладывает. Сколько можно откладывать, люди уже не верят ни во что», – заявила корреспонденту «Нового Региона» председатель профкома завода Людмила Андрианова.
10 ноября рабочие организовали пикет и потребовали объяснений у представителя основного кредитора – налоговой службы, которую обвиняют в затягивании процедуры банкротства, но внятного ответа так и не получили.
«Полномочий у нас нет. Мы тоже ждем свои многомиллионные долги от предприятия, – заявила заместитель начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС Наталья Штумп. Кстати, долг завода налоговой службе превышает 500 миллионов рублей, это 80% от общей суммы задолженности. И сумма долга все время растет, так как на предприятии есть оборудование, которое подлежит налогообложению. Конкурсный управляющий Зимина провела инвентаризацию имущества и подготовила завод к продаже, торги должны были состояться в июне 2009 года, но не состоялись. «Жалобы. Только наличие жалоб не позволило управляющему завершить процедуру», – комментируют ситуацию в налоговой. От кого поступили эти жалобы, главный кредитор не уточняет, как не желает пояснять и роль в происходящем Дмитрия Черкасова: «Откуда взялся Южноуральский машзавод и господин Черкасов? Эти вопросы надо задать господину Черкасову. Как он появился, и почему на промплощадках Металлургмаша сначала одно предприятие объявилось, потом другое? Возможно, объявится третье предприятия, пока не окончится процедура конкурсного производства. Предприятие организуется, предприятие ликвидируется – что в этом незаконного?» – недоумевает начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС Павел Байдерин.
Пикетчики объяснениями налоговиков остались не довольны и пообещали: если процедура банкротства и дальше будет затягиваться, провести еще несколько акций протеста.
Отметим, что на чехарду вокруг Металлургмаша обратил внимание и арбитражный суд: Юрий Калакутин просил продлить ему срок конкурсного производства до мая 2010 года, но суд постановил завершить процедуру к 5 марта.
Ссылки по теме:
Сотрудники Металлургмаша потребовали у ФНС скорейшего завершения процедуры банкротства предприятия, но внятного ответа не получили (ФОТО) >>>
Южноуральский завод шлет SOS губернатору: помогите обанкротиться! >>>
Магнитогорск, Челябинская область, Олег Красин
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».