Закон о патентах в Челябинской области принимался интуитивно, без точных обоснований
В Челябинской области в трех чтениях был принят закон о налогообложении предпринимателей на основании патента.
Как сообщил корреспонденту «Нового Региона» автор законопроекта депутат Заксобрания Челябинской области Семен Мительман, суть его детища заключается в следующем. С 2010 года малые предприятия с числом сотрудников до 5 человек могут перейти на упрощенную систему налогообложения на основании патента. Стоимость его составляет 6% от предполагаемого годового дохода в конкретной отрасли. По словам Мительмана, покупка патента окажется гораздо выгоднее для предпринимателей, чем уплата налога на единый вмененный доход. К тому же он предполагает, что больше ходить в налоговую инспекцию, заполнять декларации о доходах предпринимателям не придется – достаточно ежегодно сдавать отчеты. Можно приобрести патент на месяц, полгода либо год.
Однако в законе есть подводные камни. Первый из них – размер налога на доходы каждого сотрудника составит минимум 7,5 тысяч в год, сохраняется и обязанность работодателя отчислять средства в Пенсионный фонд. Но здесь законотворцы предлагают послабление – стоимость патента снижается до 50%.
Следующая шероховатость в законе – средний размер дохода по отрасли, исходя из которого стоимость патента и высчитывается. По словам Семена Мительмана, патент введен для 69 видов деятельности. В их числе такие экзотические для налоговой инспекции, как, например, выпас скота, защита садов и огородов, производство ремесленной игрушки, ведение домашнего хозяйства. В Челябинской области официально зарегистрировано от 1 до 3 человек, работающих в каждой из этих сфер. И нет ни одного южноуральца, который законно изготавливает изделия народного промысла или гравюры. Естественно, вывести на основании статистики средний годовой доход по таким отрасли невозможно. Его законотворцы выводили фактически наобум. «Брали какие-то данные через налоговую или разговаривали с предпринимателями. И там уже интуитивно устанавливали средний доход», – оговорился Мительман.
Следствием этого стала стоимость патента для репетиторов и домработниц 500 рублей в месяц (что соответствует ежемесячным доходам более 8 тысяч рублей), а для тренеров – 750 рублей (доход – всего 12,5 тысяч).
Несмотря на нестыковки в рассчитанных и реальных доходах населения, Мительман утверждает, что работа над законом велась долго и упорно. Основной причиной стал третий подводный камень – выпадающие из бюджета области доходы. По одним данным, за год южноуральская казна недополучит 70 миллионов рублей, по другим – 30 миллионов. Отметим, что бюджет Челябинской области был принят с дефицитом 22%. Но автор закона заявляет, что переход на налогообложение на основании патента принесет региону пользу. Для малого бизнеса, который зачастую работает незаконно, он означает социальную защищенность, дает право на пенсии. Следовательно, уверен Мительман, патент спровоцирует выход из тени многих микропредприятий.
Отметим, что Челябинская область не оригинальна в принятии такой системы налогооблажения. Схема работает уже в 15 регионах России, а в соседнем Екатеринбурге соответствующий закон был принят еще в начале 2009 года. «За 9 месяцев действия патента в Екатеринбурге было зарегистрировано 140 репетиторов», – привел депутат аргументы в пользу закона. Но он не исключает, что в дальнейшем закон придется корректировать. Ведь в том же Екатеринбурге говорить однозначно о пользе патента еще рано – его экономическая выгода станет ясна при подведении итогов финансовой деятельности города.
Челябинск, Ксения Уфимцева
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».