В Челябинской области высокие цены на лекарства по-прежнему защищены на уровне региональных властей
Южноуральский Минздрав уверяет, что в Челябинской области стоимость препаратов в аптеках не так уж и высока – в других регионах есть и повыше.
Как передает корреспондент «Нового Региона», после волны возмущений по поводу резкого повышения цены на медикаменты Минздраву Челябинской области поручили разобраться в ситуации. Тем более что согласно одной из мер антикризисной программы правительства РФ были введены фиксированные цены на жизненно необходимые препараты. Вслед за этим 26 февраля 2010 года южноуральское правительство приняло постановление о предельных оптовых и розничных надбавках не только на жизненно важные, но и на все лекарства. И сегодня министерство здравоохранения отчитывалось перед депутатами ЗСЧО о положении дел на аптечном рынке.
Как сообщила начальник управления лекарственного обеспечения Минздрава Валентина Мосина, предельные торговые надбавки, заложенные в постановлении правительства региона, не превышают их уровень, уже сложившийся в Челябинской области. Иначе говоря, южноуральские власти установили для аптек правила игры, по которым те работали и без постановления. По данным Минздрава, Челябинская область очень хорошо выглядит на фоне всего Уральского федерального округа. Так, на Южном Урале розничные торговые надбавки, устанавливаемые аптеками на лекарства, в декабре 2009 года составляли 29,4%, а в январе 2010 – 28%, что ниже, чем в соседних регионах. Уровень самих розничных цен в Челябинской области в декабре был ниже среднероссийских на 1,6%, в январе уже на 2%. А в среднем по УрФО превышение составляло 11% и 6,9% соответственно.
На южноуральские депутаты заявили, что антикризисная программа российского правительства все равно не выполнена. Да, торговые надбавки не увеличены. Но они и не уменьшены. Более того, в анализе, проводимом миндзравом, почему-то учитывались лишь розничные наценки, которые устанавливает аптека для продажи лекарства покупателям. Но в цепочке от завода-производителя до конечного потребителя есть еще одно звено – оптовый покупатель, который перепродает препараты аптекам. И он, в свою очередь, также устанавливает наценки. Но этот вопрос почему-то остался вне поля зрения чиновников от здравоохранения.
У Минздрава нашлось оправдание, если не в части упущения момента оптовых наценок, то в части установления предельных надбавок правительством региона. Оказалось, их рассчитывали в соответствии с методикой федерального ЕТО. Она предусматривает наценки для аптек и оптовых продавцов с учетом их затрат при передвижении лекарств по цепочке завод – население. Отметим, как неоднократно заявляли чиновники южноуральского Минздрава, получить информацию о финансовой составляющей деятельности игроков лекарственного рынка невозможно. Частные предприятия попросту отказываются разглашать ее. Видимо, либо федеральные структуры сумели организовать работу по получению данных лучше своих региональных коллег, либо методика ЕТО построена на предположениях.
Как бы то ни было, снизить цены на лекарства через предельные закупки у областных властей не получилось. Другую схему – фиксированные цены на жизненно важные лекарства для фармакологических заводов – федеральное правительство уже запустило, однако стоимость препаратов по-прежнему слишком высокая. Остается единственный путь – конкуренция. И условия у Минздрава для установления своих правил игры на аптечном рынке Южного Урала есть. «Областной аптечный склад» занимает на нем около 30% – долю, которой нет ни у одной другой аптеки. Депутаты поинтересовались, почему такая мощная государственная структура не может стать локомотивом снижения цен. Ведь если в данных аптеках их установить на более низком уровне, да еще сообщить об этом населению, конкуренты будут вынуждены пойти на аналогичные меры.
Не известно, учтет ли эти рекомендации Минздрав Челябинской области. Как бы то ни было, в следующий раз отчитываться о ценах на лекарства чиновникам предстоит уже в третьем квартале 2010 года.
Челябинск, Ксения Уфимцева
© 2010, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».