AMP18+

Челябинск

/

Южноуральский Ростехнадзор: столетняя плотина – исторический памятник может быть потеряна

Уникальный природно-исторический комплекс Южного Урала «Пороги», расположенный на реке Большая Сатка, может быть потерян, считают в областном управлении Ростехнадзора.

Напомним, в июле 2010 года плотина отметит 100-летний юбилей. Объект был построен в начале прошлого века и продолжает вырабатывать электроэнергию по сей день. В 1993 году Комитет ЮНЕСКО по охране памятников истории и культуры присвоил «Порогам» статус памятника международного значения

Как передает корреспондент «Нового Региона», сегодня половина гидротехнических сооружений на Южном Урале работает на пределе, либо находится в нерабочем состоянии.

Особую тревогу представителей южноуральского Ростехнадзора продолжают вызывать плотины, работающие более века. Больше всего беспокоят устаревшее оборудование и механизмы. Ремонты, запланированные на лето, так и не были выполнены. Например, Саткинский гидроузел на реке большая Сатка, принадлежащий Чугунно-плавильному заводу. Сегодня он находится в аварийном состоянии: оборудование выломано, подъемные механизмы не работают. Это показали проверки Ростехнадзора осенью 2009 года.

Также вызывает опасения Порожский гидроузел – знаменитые «Пороги». «Он может быть потерян как уникальный памятник гидростроительства XIX века. Ранее объект находился в эксплуатации местного предприятия «Магнезит», затем был передан в муниципальную собственность. Договора на эксплуатацию сооружения до сих пор нет, на добровольных началах его используется частник. Зимой Пороги превращаются в глыбу застывшего льда. Объект вызывает большую тревогу», – говорит начальник межрегионального отдела по надзору за ГТС Уральского управления Ростехнадзора Геннадий Шляпин.

В свою очередь, саткинские чиновники заявляют, что после включения муниципалитета в федеральную программу поддержки моногородов Сатка может рассчитывать на 250 миллионов рублей, которые будут выделены на ремонт плотин и мостов через ГТС. Направлены заявки на предоставление федерального финансирования на ремонт памятника областного значения – Порожского ГТС.

В Кыштыме – похожая ситуация. Плотина на озере Сугомак, расположенная в 4 километрах западнее города, находится в предельном состоянии. К тому же она является бесхозной и представляет серьезную опасность в случае аварии. Построен объект был еще в конце XVIII-начале XIX века.

Напомним, с 2007 года в области действует комплексный план по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. В его рамках было разработано 27 проектов: 22 объекта требуют капитального ремонта и реконструкции,3 сооружения необходимо ликвидировать, еще 3 – законсервировать. Однако выполнить удалось немногое: на 24 ГТС до сих пор требуется продолжение работ. Цена вопроса – минимум полмиллиарда рублей. В первую очередь предстоит привести в порядок те объекты, которые являются единственным источником питьевого и технического водоснабжения: в Златоусте, Брединском районе и два в Карабаше.

Челябинск, Алла Александрова

© 2010, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,