AMP18+

Челябинск

/

Южноуральские специалисты предлагают превратить карабашские отвалы в мертвое болото

Шлакоотвалы Карабашского медеплавильного комбината продолжают годами загрязнять Аргазинское водохранилище. Напомним, из Аргазей вода попадает непосредственно в единственный источник питьевой воды Челябинска – Шершневское водохранилище. Чтобы решить проблему специалисты предлагают превратить шламовое плато на берегах реки, впадающей в Аргази, в мертвое болото.

Как передает корреспондент «Нового Региона», с момента основания – 1910 года – до 80-х годов прошлого века Карабашский медеплавильный завод загрязнял территорию города, образуя новые и новые шлакоотвалы, шламо- и шлакохранилища под открытым небом. Долгое время отходы производства вываливали прямо в реку Сак-элга. Отходы медной руды, по словам специалистов, носят сульфидный характер. То есть оказывают агрессивное воздействие на окружающую среду. На сегодняшний день шлакоотвалы под Карабашом занимают обширную территорию, которая уже получила в народе название «лунный пейзаж».

В частности, в пойме Сак-элги, впадающей в Аргазинское водохранилище, образовалось шламовое поле метровой толщины. В результате после выпадения дождей все вредные вещества, содержащиеся в отвалах, попадают в Аргази.

Любопытно, что самый грязный город планеты, Карабаш, до сих пор не признан зоной экологического бедствия. Хотя в свое время по результатам обследований Минприроды подтвердил, что город соответствует данному статусу, но официально это так и не закрепили, закон о зонах до сих пор «висит» в Госдуме. Интересно также, что местный гидромет обследует сегодня состояние воздуха только в Магнитогорске, Златоусте и Челябинске, как в наиболее крупных городах. Мониторинг в Карабаше проводится только за счет областного бюджета. «Длительное время никто не обследовал воду в Сак-элге. А когда проверили – обнаружили загрязнения на сотни вплоть до тысяч ПДК», – добавляет начальник управления охраны окружающей среды министерства экологической безопасности области Андрей Новоселов.

Решением данной многолетней проблемы стал проект областного министерства, по которому было решено не ликвидировать свалки (сделать это практически невозможно), но прекратить загрязнение Аргазей. А именно – отвести канал от Сак-элги в соседнюю реку, чтобы речная чистая вода, минуя Карабаш, поступала в Аргази.

Еще одним последствием работы комбината стало формирование подземных отравленных вод – так называемого «Рыжего ружья» с большим содержанием кислоты. Для этого планируется на реке Сак-элга установить станцию нейтрализации кислоты, содержащейся в воде.

В завершение всех мероприятий огромное безжизненное шламовое плато предлагается постепенно заполнять водой. Через 5-6 лет на этом месте образуется болото, растительность. Таким образом, можно будет ликвидировать источник угрозы. Сейчас данный проект находится на экспертизе. Поскольку водохранилище является федеральной собственностью, Карабаш рассчитывает на выделение федеральных средств.

Как отмечают местные власти, в самом Карабаше год от года снижается качество питьевой воды. В связи с чем местный водоканал закупил в повышенных объемах хлор. Кроме того, большую часть источников составляют самодельные колодцы в частном секторе, откуда жители берут питьевую воду с большим содержанием солей тяжелых металлов.

По словам Челябинского природоохранного прокурора Анатолия Екимова, очистные сооружения в Карабаше не выдерживают крики «Это Тришкин кафтан, который все латают, а он с дырами. Необходимо наладить хотя бы механическую очистку стоков, биоочистку, обеспечить нормальную эксплуатацию действующих очистных, строить новые», – говорит Екимов.

Карабаш, Челябинская область, Алла Александрова

© 2010, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Здоровье, Общество, Россия,