Эксперты: реклама борьбы с коррупцией снижает патриотизм молодежи Социальная реклама в России приводит к негативным последствиям
Социальная реклама в России приводит к негативным последствиям, не решая поставленных перед ней задач.
Как передает корреспондент «Нового Региона», вопрос социальной рекламы и информатизации общества в рамках борьбы с коррупцией является неоднозначным. По мнению экспертов, в России эти моменты далеки от совершенства, зачастую носят опасный и вредный характер. Председатель правления национального совет асоциальной информации Станислав Дворко считает, что, пытаясь решить проблему, российские власти ее лишь усугубляют. Часто социальная реклама борьбы с коррупцией для населения становится рекламой самого негативного явления и профилактических мер в себе не несет. Аналогичная ситуация складывается с рекламными кампаниями против алкоголизма и наркомании.
Это связано с особенностями восприятия информации человеком. По словам Дворко, до определенного возраста дети, подростки и молодежь воспринимают ее иначе, чем взрослые. И символы, лозунги, призванные победить коррупционные явления, оборачиваются против самого государства. Самый яркий пример – антикоррупционная социальная реклама в Санкт-Петербурге. Администрация города увешала весь мегаполис огромными плакатами в стиле советской агитации 30-х годов: огромные кулак бьет по коррупции, и та раскалывается. Казалось бы, символично описанная борьба с коррупционерами должна повысить ответственность граждан. Но на самом деле данная реклама приводит к другому эффекту. «Последствия ее следующие: реклама воспринимается как запугивание, патриотизм детей и молодежи тает на глазах. В каждом чиновнике они теперь видят коррупционера. Сосед с подозрением смотрит на соседа, потому что тот – государственный служащий», – заявил Дворко. По его мнению, создание в социальной рекламе образа врага – опасная технология. «Мы бьем самих себя, свой государственный корпус. Мы уничтожаем себя в глазах своих граждан», – считает эксперт.
Аналогичная ситуация складывается с рекламными плакатами «Нет взятке!», развешанными в челябинских вузах по настоянию МВД. Эти плакаты не помогают бороться с коррупцией, они бросают тень на преподавателей. Студент автоматически приходит к умозаключению – раз такой плакат висит, значит, преподаватели этого учебного заведения взяточники.
По мнению Дворко, информация по борьбе с коррупцией должна носить прикладной характер. Во всех присутственных местах должен быть размещен плакат с телефонным номером «Горячей линии», где сообщения о коррупции принимаются, и с четкими разъяснениями, что именно является коррупцией для данного учреждения. «Там должно быть прописано по пунктам, что если, допустим, вам предложили заплатить за такие-то услуги, то это коррупция, – отмечает Дворко. – Напечатать плакаты для ЖЭКа – это копейки стоит. Но это эффективно. Это маленький правовой ликбез для населения. Более того, чиновник, который выходит из своего кабинета и видит такой плакат, помнит, что любой посетитель может пожаловаться на него по телефону «горячей линии».
Кроме того, эксперт уверен, что социальная антикоррупционная реклама должна находиться не в средствах общего доступа, а лишь там, где человек может реально столкнуться с коррупцией. И если ее размещать в СМИ, то обдуманно. «Одно дело – телевизионная информационная или специальная программа. И другое дело, когда реклама борьбы с коррупцией транслируется перед «Спокойной ночи, малыши». А ведь так бывает».
Однако пока российские власти этих истин не постигли. И социальная реклама размещается на огромных баннерах по всему городу, ею давят на психику населения с экранов телевизоров. При этом, как сообщил Станислав Дворко, никто не проводит психологический анализ информации, статистических исследований ее влияния. На это, в отличае от расходов на изготовление и размещение баннеров, у властей нет денег.
Челябинск, Ксения Уфимцева
© 2010, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».