AMP18+

Челябинск

/

Автономные или казенные: до 1 июля 2012 года южноуральские школы и детсады должны определиться с правовым статусом

До июля 2012 года учреждения образования должны будут определиться, в каком статусе они будут работать: казенном, бюджетном или автономном.

Напомним, в текущем году в России был принят Федеральный закон о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений. Данный закон направлен на реформирование сети бюджетных учреждений, в том числе школ и детсадов. Он предполагает введение в России нового типа учреждений – казенных. Таким образом, отныне все учреждения будут делиться на автономные, казенные и бюджетные. По закону будет изменено правовое положение бюджетных учреждений. Предполагается, что он создаст условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности. Принципиальным изменением станет переход от сметного содержания к финансированию в виде субсидий за выполнение муниципального или госзаказа.

Как передает корреспондент «Нового Региона», на сегодня львиная доля средств муниципалитетов, выделяемых образовательным учреждениям, направляется не нас сам образовательный процесс, а на сопутствующие мероприятия. Об этом сегодня сообщил министр образования и науки области Александр Кузнецов. Больше половины бюджетных средств тратится на содержание площадей и имущества.

Эту ситуацию может изменить переход в новый статус – автономный. Он позволит учреждениям получить свободу в распоряжении имуществом и средствами. Проще говоря, теперь школы и детсады смогут зарабатывать деньги и самостоятельно их тратить. При этом о снижении финансирования речь не идет: как и раньше муниципалитет будет направлять средства в прежнем объеме за выполнение образовательных услуг. Как отмечают в министерстве, насильно в «автономку» школы и детсады никто загонять не будет: решение о переходе в статус АУ учреждение принимает совместно с учредителем.

По новому закону будет изменен механизм распоряжения имуществом. Есть три группы такого имущества – недвижимое, особо ценное недвижимое и иное. Если имуществом первых двух групп (например, здание школы) нельзя распоряжаться без согласия собственника, то третьим (стоимостью менее 50 тысячи не влияющим на организацию образовательного процесса)– автономные учреждения смогут распоряжаться самостоятельно. Казенные же учреждения этого права лишены.

Кроме того, меняется механизм распоряжения доходами учреждения. Если казенное учреждение все доходы от собственной предпринимательской деятельности направляет в бюджет, то бюджетные и автономные тратят такие средства самостоятельно и на нужды своих учреждений: например, ремонт кровли, премии учителям.

Принципиально меняется и механизм доведения бюджетных средств. Казенные школы и детсады получают смету, утвержденную учредителем, в которой все расходы четко прописаны по статьям. АУ и бюджетные учреждения будут получать из бюджета субсидии за выполнение муниципального заказа. То есть, по сути, муниципалитет будет оплачивать образовательные услуги, ориентируясь при этом на нормативы – объем муниципального задания будет зависеть от числа учащихся. При этом учреждение будет распределять средства самостоятельно.

Переход в автономный статус предполагает и повышение ответственности учреждения. Если в случае с казенными вся ответственность лежит на учредителе, то в автономных все риски несет руководство. Контролировать работу последних будут специальные наблюдательные советы. При этом, как уверяют в министерстве, автономные школы и детсады получают бОльшую свободу – как творческую, так и финансовую. Уходит в прошлое жесткое регламентирование работы. Например, теперь им не надо будет вести бюджетную отчетность, как раньше, достаточно будет обычной бухгалтерской упрощенной отчетности. «Всегда будет существовать соблазн у руководства школ потратить полученные средства, например, на зарплату педагогам. Опасность такая есть. Но думаю, этого не случится», – отметил министр.

На сегодняшний день на Южном Урале доля автономных учреждений составляет менее 1% от общего числа школ и детсадов.

По словам Александра Кузнецова, переходный период для южноуральских учреждений займет около 2 лет. Именно за это время произойдут основные переходные моменты – подготовка документов и т.д. Таким образом, переходный период продлится до 1 июля 2012 года.

По словам министра, переход в новый статус приведет к повышению качества образования, правда, здесь речь идет уже о другом сопутствующем изменении – переходе на отраслевую систему оплаты труда. И если с новым правовым статусом учреждений пока более или менее все ясно, то отраслевой принцип оплаты труда педагогов пока остается на бумаге. Очевидно, что в этом случае все будет зависеть от состояния областного и местного бюджетов в ближайшие годы.

Челябинск, Алла Александрова

© 2010, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия, Экономика,