Южноуральские ученые не могут установить связь между заболеваемости и смертности облученных жителей Спустя полвека после взрыва на ПО «Маяк» методика изучения хронического облучения отсутствует
Южноуральские ученые до сих пор не располагают объективной методикой установления связи между радиационным облучением и заболеваниями, инвалидностью, смертностью людей.
Как передает корреспондент «Нового Региона», сегодня в Челябинске открылась IV Международная конференция «Хроническое радиационное воздействие: эффекты малых доз».
Конференция не случайно проходит в Челябинске. Специалисты радиационной медицины говорят: мест, подобных территориям, зараженным вследствие взрыва на озерском комбинате «Маяк» в 1957 году, в мире не существует. Даже японские города Хиросима и Нагасаки, пережившие атомную бомбардировку, не могут быть сопоставимы по тяжести последствий, например, с деревней Муслюмово и других населенных пунктов, расположенных на берегах реки Теча, подвергшихся хроническому радиационному воздействию. Дело в том, что катастрофа, произошедшая в Японии, привела к острому облучению – то есть одномоментному. А жители берегов Течи испытывали хроническое облучение на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 50-х годов прошлого века, когда сбросы жидких радиоактивных отходов стали поступать в реку.
«Существующие стандарты радиационной безопасности, принятые в России и во всем мире, базируются на данных, полученных при исследовании последствий катастрофы в Хиросиме и Нагасаки после острого облучения. Все реально мы понимаем, что это неправильно. Эффекты, связанные с хроническим облучением принципиально отличаются от эффектов острого облучения, и особенно в диапазоне малых доз. Поэтому нам очень важно получить сегодня данные исследований, проведенных на облученных людях и их потомках. Это нужно для разработки новой системы, которая бы учитывала хронический характер облучения. На основе этой системы, которую утверждает международная комиссия по радиологической защите, уже все национальные комиссии приводят в соответствие свое законодательство и тем самым ужесточают или ослабляют требования, связанные с обеспечением безопасной работы персонала промышленных предприятий и населения, проживающего вокруг атомных предприятий – заводов, АЭС», – говорит директор Уральского научно-практического центра радиационной медицины ФМБА России Александр Аклеев.
По словам Аклеева, Россия слишком долго развивалась изолированно. Меду тем, наука нуждается в постоянном взаимодействии, изучении чужого опыта. Разумеется, в плане изучения радиационного воздействия не могло быть и речи о каком-то обмене опытом – информация такого рода на протяжении многих лет оставалась сверхзасекреченной. Как результат – в стране до сих пор нет объективной методики установления причинной связи заболеваемости, инвалидности и смертности облученных людей.
« В отличие, например, от США, у нас, к сожалению, методология установления причинной связи недостаточно хорошо объективизирована – этой работой занимаются экспертные советы. Их представители принимают субъективные решения, исходя из опыта, знаний, представлений. Объективной основы здесь мало. Я считаю, что в данном случае опыт американцев интересен для нас», – говорит Аклеев.
Челябинск, Алла Александрова
© 2010, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».