Член комиссии за соблюдением прав человека в системе южноуральской ГУФСИН: «Комиссия существует для решения проблем ГУФСИН и МВД» На проблемы заключенных внимания стараются не обращать
Челябинск, Декабрь 22 (Новый Регион, Ксения Уфимцева) – Общественная наблюдательная комиссия Челябинской области за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания работает на благо руководства пенитенциарной системы, а не заключенных. Об этом сегодня заявила челябинская правозащитница Валерия Приходкина, комментируя вчерашнее первое организационное заседание общественной наблюдательной комиссии за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.
Как передает корреспондент «Нового Региона», правозащитница пояснила, что данная структура существует при ОПЧО уже 2 года. По оценке Приходкиной, комиссия, призванная наблюдать за правами человека в самой скандальной пенитенциарной системе России – южноуральской, на деле не работала, ничьи права не защищала. Напомним, именно эта комиссия не выявила нарушений со стороны работников копейской колонии в мае 2008 года, когда погибли несколько заключенных в ходе якобы усмирения бунта, придуманного самими же начальниками исправительного учреждения. Это не помешало комиссии получить грамоты от ГУФСИН за отличную общественную работу. (Правда, в Общественной палате утверждают, что комиссия была наделена полномочиями в ноябре 2008 года, а провела первое организационное совещание в январе 2009, поэтому разбираться в происшествии не могла).
Сейчас половина членов в составе новой комиссии представляют «старую гвардию». Председателем избран Анатолий Тарасюк – председатель Общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России. По словам Приходкиной, в прошлом он сам сотрудник ГУФСИН, дослужившийся от начальника отряда до большого руководителя в системе исполнения наказания. «Под таким руководством комиссия всегда будет работать на благо МВД и ГУФСИН. Комиссия, собственно, и существует для решения проблем этих структур, – заявила Приходкина. – Все их проверки заканчиваются рассказами, что на самом деле все белые и пушистые».
Вячеслав Скворцов, председатель Общественной палаты Челябинской области, выступавший с приветственным словом, явно не был готов к вопросам правозащитников, попавших в комиссию со стороны. «У Скворцова вчера вытянулось лицо от того, что тут сидит заноза, которая задает неприятные вопросы. Им это непривычно», – прокомментировала вчерашнее заседание Валерия Приходкина. В итоге перед двумя членами комиссии, создавшими оппозицию «старой гвардии», поставили условие – в обязательном порядке извещать всю комиссию о планируемых ими проверках мест лишения свободы. Ни заявления, что с хлебом-солью в колониях общественников встречать не надо, ни отсылки к федеральному законодательству, по которому члены общественных структур могут без уведомления посещать госучреждения, не помогли. Собравшимся сообщили об очередном заседании комиссии, а вот когда начнутся проверки – не сказали.
В Общественной плате высказали свою точку зрения на вчерашнее заседание: «Вчерашнее заседание ОНК прошло абсолютно легитимно, подавляющим большинством голосов членов комиссии были избраны председатель и его заместители. Поэтому достаточно странно слышать какие-либо критику от членов комиссии, которую они не высказали на мероприятии», – заявили в пресс-службе Общественной палаты, добавив, что наблюдательная комиссия за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Челябинской области (ОНК) не является структурой Общественной палаты Челябинской области: плата оказывала методическую помощь в формировании комиссии, а членов комиссии утверждал секретарь Общественной палаты РФ Евгений Велихов.
Вместе с тем, по словам Приходкиной, уже есть объекты, требующие внимания общественников. Так, по ее сведениям, ситуация в ИК-2, где в начале декабря группа заключенных попыталась вскрыть себе вены, далека от официальной картины. «По моим данным, там больше пострадавших, многие до сих пор находятся в лазарете», – сообщила она.
Кроме того, поступил сигнал от матери одного из задержанных в Снежинске. Сначала его избили в изоляторе ЗАТО, затем после перевода в областной центр – в челябинском изоляторе. По данным общественной палаты, также получившей это письмо, эта ситуация уже стабилизировалась: потерпевший отказался от обвинений в сторону челябинских работников ГУФСИН и вообще сидит теперь чуть ли ни в «пионерских» условиях. Тем не менее, оппозиционная часть комиссии планирует проверить правоту своих коллег.
© 2010, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».