Челябинские ученые исследовали бизнес-фольклор: пословицы, легенды и мифы «офисного планктона» «Живу лишь тем, что вынес с презентаций»
Челябинские филологи исследовали явление бизнес-фольклора. По их мнению, фразеологизмы и мифы, рождаемые «офисным планктоном», есть не что иное как попытка выразить себя. Все это является следствием отсутствия творчества в работе, подчеркивают ученые.
Как передает корреспондент «Нового Региона», челябинские ученые проанализировали творчество «белых воротничков». Главным предметом исследований стали тексты в Интернете. На научном языке фольклор рассматривается как «устный научный нарратив».
Филологи подчеркивают, что необходимо разделять тексты, декларирующие ту или иную фирму, например, рекламные, официальные, и те, что передаются сотрудниками из уст в уста. Именно последние, по мнению экспертов, характеризуют современную деловую культуру.
Если «философия фирмы» подразумевает собой некий установленный фирменный стиль, заданный руководством, то фольклорные тексты создаются не по приказу и передаются в неофициальном общении сотрудников.
Прежде всего, это мифы о прежнем руководстве и характере взаимоотношений внутри первоначального коллектива. Как подмечают исследователи, изначально в российской организационной культуре транслировался тип семьи – то есть руководитель брал на себя обязанности главы семейства, помогая подчиненным даже в решении бытовых
проблем. Отсюда образы либо доброго, рачительного хозяина, шефа, босса, либо злобного самодура, «из-за которого фирма и развалилась».
Кстати, портрет современного начальника, который удалось составить филологам в ходе исследования офисного творчества, выглядит отрицательно: директор представляется чаще всего в роли узурпатора, вампира, самодура. У него громкий голос и большой кулак.
Также для офисной среды типичны легенды об отдельных работниках, отличавшихся нестандартным поведением: как осуждаемым, так и прославляемым.
«В каждой компании есть свои легенды, были, притчи. Как и за что уволили такого-то тогда-то, как родилось имя организации, на какие жертвы сотрудники шли ради ее благополучия, отношения с конкурентами и т.д. Несомненный интерес представляют крылатые выражения, афоризмы, пословицы и поговорки, создаваемые на основе известных моделей. Они отражают новый уклад жизни с новыми ценностями и героями», – говорит доктор филологических наук, профессор Елена Харченко.
Исследователь приводит ряд примеров: «Красна секретарша не тем, что красавица, а тем, что с факсом управится», «Тот менеджер дурнее, у кого визитка пестрее», «Начальник, что тамагоча – орет, когда хочет», «Красны котлеты фаршем, а приемная – секретаршей», «Живу лишь тем, что вынес с презентаций», «Каждая бумажка должна вылежаться», «Круче не тот, кто старше, а у кого две секретарши», и т.д.
В ряде случаев пословицы выступают в роли рекомендаций, например: «Существуют три причины неявки: забыл, запил или забил». Много изречений касается денежных отношений. Например, «Не вернул кредита – считай рожа бита», «Не тот богат, кто цены накручивает, а кто сделки прокручивает», «Нет больше сраму, чем жмотиться на рекламу», «Спасибо – много, 100 рублей – достаточно» и т.д. Иногда традиционные поговорки трансформируются: «Будь
проще – и люди на тебе оттянутся», «В гостях хорошо, а дома – Интернет», «От труда сохнет и рыбка из пруда».
По словам Харченко, обычно творцами таких изречений выступают низшие слои офисных работников, получившие в своей массе нелестное название «офисный планктон».
«Офисный планктон (они же «офисное быдло», «канцелярские крысы», «овощи»)– это обширная категория неудачников, паразитирующая на рабочем месте и представляющая собой винтик в механизмах управления, учета, бухгалтерии, финансов. Пролетариат постиндустриального мира, неспособный, впрочем, даже на функции пролетариата индустриального. То редкое время, когда офисный планктон работает, именуется ИБД – имитация бурной деятельности», – констатирует Харченко.
Профессор отмечает, что философские афоризмы, употребляемые «планктоном», судя по всему, самоценны, и чем чаще он их произносит, тем лучше себя чувствует. «Такие вещи рождаются из-за отсутствия творчества в работе. Жуткое название – офисный планктон. Люди не хотят себя чувствовать тупой массой, они творят определенные вещи. Такая речь позволяет узнать, что скрывается за внешним фасадом фирмы. Это отдушина для творчества, попытка проявить себя как личность. Плюс страх, мысли о бесцельности жизни – зачем все это, я всего лишь планктон, чем я занимаюсь», – отмечает профессор.
Исследователи приходят к выводу о существовании бизнес-фольклора как городского «пост-фольклора», создаваемого самими носителями для потребления в ходе неформального общения в организации или Интернете.
«Эти тексты спонтанны, они не имеют традиции. Однако отдельные произведения «низового» фольклора могут впоследствии приобрести традицию употребления в «закрытых» коллективах и стать одним из элементов сформировавшейся организационной культуры», – комментирует Елена Харченко.
Челябинск, Алла Александрова
© 2011, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».