Около 30% южноуральских плотин считаются аварийными Еще столько же – бесхозными
Примерно каждый третий гидротехнический объект на Южном Урале считается аварийным. Еще столько же до сих пор не имеют собственников.
Как передает корреспондент «Нового Региона», в Челябинской области насчитывается 389 гидротехнических сооружений. Из них 342 относятся к водохозяйственному назначению, 19 – к промышленному, 11 – к энергетическому, остальные принадлежат Теченскому каскаду водоемов. 5 объектов относятся к первому классу опасности.
Отметим, что примерно 30% сооружений считаются аварийными. Сегодня в горнозаводской зоне размещаются ГТС, срок службы которых превысил 100 лет, нарушены металлические и бетонные конструкции.
Это относится к объектам Катав-Ивановска, Усть-Катава, Сатки. На большинстве объектов отсутствует техническая документация, нет разрешения на эксплуатацию, графиков пропуска паводковых вод и т.д. В Варненском и Брединском районах ГТС, сооруженные в свое время для нужд сельхозпредприятий, уже не действуют.
Между тем, капитальный ремонт на половине объектов до сих пор не выполнен. Так, на 58% проведены работы на водохранилищах рек Малая Сатка и Миасс.
Большую озабоченность надзорных органов вызывает большое количество бесхозных плотин. При этом данная проблема встает накануне каждого половодья, и каждый раз – остро.
Если в 2010 году таких объектов в области насчитывалось 54, то сейчас – 94. Для сравнения, в Свердловской – 6, в Курганской – 11.
Так, в Кусе ГТС не обслуживается эксплуатирующей организацией, а местные власти не хотят брать на баланс лишнюю статью расходов. В Аргаяшском районе 10 ГТС не имеют свидетельства о праве собственности. То есть содержать потенциально опасный объект некому, а главное – в случае ЧС «свалить» вину тоже будет не на кого. Муниципалитетам предлагается выход – исключить ряд ГТС из перечня поднадзорных. Однако Ростехнадзор отвечает на такие предложения строгим циркуляром: исключение возможно только после работ по ликвидации сооружения.
В министерстве по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, в свою очередь, заявляют, что по факту ситуация обстоит немного иначе. Некоторые ГТС в «черном» списке повторяются дважды, а большинство вообще стоят на прудах емкостью менее 100 тысяч кубометров, то есть не представляют угрозы. К тому же основная масса претензий связана с оформлением документации. Но, как ни крути, надзорные органы в своей работе ориентируются именно на «бумажную» отчетность, поэтому пока проблема не решится, будут выноситься предписания и штрафы. В 2010 году по данным фактам было заведено 72 административных дела, выписано штрафов на сумму 738 тысяч рублей.
Челябинск, Алла Александрова
© 2011, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».