AMP18+

Челябинск

/

На Южном Урале изучили «учительские дневники»: стратегия выживания на 3,7 тысяч рублей в месяц «Жизнь отдана другим детям, а что я могу дать своим собственным?»

Южноуральские учителя вынуждены проявлять чудеса изобретательности, чтобы свести концы с концами. Новая система оплаты труда только усугубила и без того нелегкое положение «сеятелей разумного, доброго, вечного».

Как сообщили «Новому Региону» в обкоме федерации профсоюзов Челябинской области, в конце 2010 года профсоюз организовал акцию «Учительский дневник». В ней приняли участие педагоги Ашинского, Красноармейского районов, Магнитогорска, Еманжелинска и Златоуста.

Нескольким десяткам учительских семей предложили в течение последнего квартала 2010 года вести своеобразные «гроссбухи» – специальные тетради, в которые каждый день нужно было записывать семейные расходы. На титульном листе указывался размер ежемесячного дохода семьи: зарплата по тарифу, по факту, дополнительные источники, а также размер расходов на одного члена семьи в месяц.

В дневниках педагоги должны были аккуратно фиксировать все траты: посещение магазинов, рынков, посещение учреждений культуры, бытового обслуживания, а также расходы на услуги ЖКХ, содержание в детском саду, питание в школе и т.д.

В конце каждого месяца нужно было сопоставить расходы с доходами.

Инициаторы акции изучили представленные материалы. Они пришли к выводу, что хуже всего приходится молодым педагогам, в одиночку воспитывающим детей.

Пример: учительница начальных классов из Еманжелинска является матерью-одиночкой, воспитывает ребенка, которому еще не исполнилось 1,5 лет. Зарплата в среднем после вычета подоходного налога составляет 4 тысячи 660 рублей (неполная ставка). Дополнительный доход – пособие на ребенка – 440 рублей в месяц (как маме-одиночке), плюс пособие на ребенка 2 тысячи 369 рублей. Проживает с матерью-пенсионеркой в 3-х комнатной квартире. Бюджет с бабушкой раздельный. Ежемесячный доход на маму и сына составляет 7 тысяч 575 рублей или 3 тысячи 787 на человека, то есть даже меньше прожиточного минимума. При этом расходы – 3 тысячи 855 рублей на человека.

Без помощи бабушки семье не прожить, отмечают в обкоме профсоюзов.

Другой пример – учительница начальных классов из Магнитогорска, находится в разводе, воспитывает дочь-третьеклассницу.

Должностной оклад – 3 тысячи 737 рублей. Фактически на руки получает около 11 тысяч. Дополнительный доход – алименты – 2 тысячи рублей и столько же подработка. Снимает квартиру за 6,5 тысяч рублей в месяц. Плюс коммунальные расходы, проезд, завтраки в школе. В октябре ребенку купили зимний костюм и обувь на 5 тысяч рублей, в результате залезли в долги. По итогам изучения дневников отмечается, что легче своих коллег живут учителя на селе: коммунальные льготы, свое хозяйство, меньше расходов, чем у городских педагогов.

При этом инициаторы исследования указывают: среднестатистическому педагогу на Южном Урале до благополучия пока далеко. Они приводят выдержку из обращения в адрес областного комитета профсоюза, которым заканчивалась одна из тетрадок: «Обращается к вам учитель начальных классов высшей категории, стаж 20 лет, победитель муниципальных и лауреат областных конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный», обладатель гранта губернатора… Все мои заслуги перечислены для того, чтобы высказать боль, крик души по поводу того, что жизнь отдана другим детям, а что я могу дать своим собственным? Квартиру? Она взята по ипотеке и находится в залоге в банке, и неизвестно, сможем ли мы в дальнейшем оплатить кредит, так как финансовая ситуация непредсказуема. Проработав с мужем на двоих 44 года в образовании, не заработали бюджетного жилья. По моим записям о расходах видно, что мы не можем позволить себе купить мясо. Овощи – ягоды у нас со своего огорода, что облегчает жизнь. Для того чтобы купить одежду детям, нам с мужем приходится подрабатывать летом в детских лагерях, отпуск мы не видим. Прекрасно понимаю, что законы наши для богатых и тех, кто у власти. Ничего не изменится. А так хотелось бы, чтобы ситуация изменилась, и жить стало хоть немного легче».

В обкоме профсоюзов отмечают: переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) не принес долгожданных изменений в лучшую сторону. Увеличения зарплат не произошло. «Ранее, по мнению работников, критерии были более понятны, по НСОТ критериев много, но деньги остались те же», – заявляют педагоги из районов. При этом в ряде случаев заработки учителей и вовсе снизились.

Эту ситуацию на заседании коллегии прокомментировал председатель обкома профсоюза образования и науки Юрий Конников: «В профсоюз поступают индивидуальные и коллективные жалобы работников отрасли по вопросам, связанным с начислением заработной платы. Внутренние причины: слабая разъяснительная работа, неправильная трактовка положения, отсутствие прозрачности при распределении фонда. И все же основной проблемой является недостаточный уровень фонда оплаты труда, что и приводит к сокращению и уменьшению выплат компенсационного и стимулирующего характера».

Отметим, 4 апреля на заседании правительства премьер-министр России Владимир Путин распорядился довести заработную плату учителей до средней зарплаты в конкретном регионе.

Челябинск, Алла Александрова

© 2011, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия, Экономика,