В ИВС Верхнего Уфалея экономили на питании заключенных: пустой суп, пустая каша Есть признаки хищения бюджетных средств
Южноуральский омбудсмен обнаружил массу нарушений при проверке изолятора временного содержания ОВД Верхнего Уфалея, наиболее вопиющие касаются питания арестантов. Об итогах проверки уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов пишет в своем блоге.
Как передает корреспондент «Нового Региона», омбудсмен побывал в уфалейском ИВС, чтобы ознакомиться с бытовыми условиями, а также проверить факты, изложенные в коллективном обращении заключенных, поступившем на его имя. В осмотре камер и пищеблока изолятора принял участие представитель ГУВД области. По словам Севастьянова, в городском ИВС он не смог найти Положение о посещении мест принудительного содержания МВД членами ОНК, Конституцию РФ, Европейскую Конвенцию по правам человека. А о Европейских пенитенциарных правилах, как выяснилось, здесь даже не слышали.
Заключенные вообще не имеют доступа к документам по правам человека. «В коридоре есть стенд с минимальным набором информации, и, по словам сотрудников, заключенные могут у стенда остановиться и ознакомиться с нею. Но никто из опрошенных этого не делал. Существует журнал ознакомления арестованных с Правилами внутреннего распорядка, в который входит графа «ознакомлен» – и подпись. С чем именно ознакомлен, не указывается», – пишет омбудсмен.
По мнению Севастьянова, заключенные не имеют возможность знакомиться с юридической, просветительской, художественной литературой, а также с современными правовыми требованиями. 9 арестантов подавали жалобу на имя уполномоченного, из них 5 в момент проверки были в ИВС. Со всеми проверяющие встретились лично. Люди, в частности, жаловались на отсутствие вентиляции и хорошего освещения в камерах, холодную пищу, старые матрасы, отсутствие постельного белья и т.д. Также они рассказали, что сотрудники учреждения угрожали им: будете жаловаться, будет еще хуже. Проверка показала, что система вентиляции в камерах, действительно, не работает. «В камеры подведены вентиляционные коробы. При этом в системе вентиляции отсутствуют вентиляторы, поэтому воздухообмен осуществляется естественным путём: свежий воздух попадает в камеры через открытое окно (при условии, что температура воздуха за окном меньше температуры воздуха в камере), использованный воздух выходит в атмосферу через вентиляционный короб (в том случае, если в камере теплее, чем на улице)», – записал в блоге правозащитник. Кроме того, в помещениях для арестантов стоит мрак, невозможно даже читать книгу. Окна выложены стеклоблоками из зеленого стекла, практически не пропускающего дневной свет.
Пищу заключенным подают почему-то холодной, либо комнатной температуры. В администрации ИВС пояснили, что блюда всегда можно подогреть, если заключенный обратится с такой просьбой. А главное – питание не отвечает нормам: в рационе подследственных и обвиняемых полностью отсутствуют мясо, рыба, масло, сахар. Если и присутствует рыба или что-то мясное, то, по словам арестантов, они крошатся в общий котел, и поэтому человек не получает положенный ему индивидуальный паёк. Передачи от родных не принимаются из-за санитарных соображений.
Постельное белье выдается не всегда. Администрация изолятора объясняет это тем, что существующие нормы расходования белья не покрывают потребностей в нём. Матрацы в основном старые и рваные. А пищу принимать заключенным негде: в одной камере, где содержится 6 и более человек, для этой цели служит крошечный столик, за которым едва помещаются двое. До 2 мая в помещениях не было тумбочек для личных вещей арестованных. Очевидно, узнав о предстоящем визите омбудсмена, в камеры поставили по одной тумбочке. Что касается обращения сотрудников ИВС, заключенные уклонились от обвинения в угрозах, заявив только, что иногда работники изолятора им грубят. По мнению Алексея Севастьянова, в деятельности сотрудников ИВС усматриваются признаки хищения бюджетных средств, требующих прокурорской проверки. По его словам, изученные комиссией документы, на основании которых организуется питание, вызывают много вопросов. Согласно договору между ОВД Верхнего Уфалея и хозяином местного кафе, поставка питания происходит по нормам, определенным постановлением Правительства РФ от 2005 года. Данный документ предусматривает наличие в ежедневном рационе 100 граммов мяса, 100 граммов рыбы, животного масла, сахара. Однако, как убедились проверяющие, ни рыбы, ни мяса, ни масла, ни сахара заключённые вообще не получают. Так, доставленный в день проверки обед содержал пустой суп, пустую кашу, одну банку фрикаделек и несколько банок рыбных консервов, при этом никакого масла и сахара.
Осмотренные комиссией накладные за последние два месяца показали, что даже в них отсутствуют рыба и мясо. «Присутствуют они там в неявном виде: рыбный суп (в то время как рыба, 100 грамм, должна подаваться как самостоятельное блюдо вместе с гарниром), котлета (вес котлеты при этом 50 граммов, и всем известно, что доля мяса в котлете не 100%, но, опять же, возникает вопрос: почему 50, а не 100 грамм?). Про котлеты задан специальный вопрос заключённым – никто никогда в изоляторе их не получал, – пишет Севастьянов. – В-третьих, заборные листы на питание оформляются очень странным образом: в них указываются не конкретные блюда, а порции. Что в этих порциях? Соответствуют ли они нормам?».
А, кроме того, руководство учреждения заявило, что заключённые не ставят своей подписи ни в каких документах, удостоверяющих получение ими продуктов питания по норме, и таких документов нет вообще. Однако бухгалтер ОВД представила комиссии ведомости на выдачу продуктов питания лицам, содержащимся в ИВС. В этих ведомостях подписи заключённых имелись – причем за каждый день. Правда, в разные дни подписи одного заключенного почему-то очень отличались, а также не походили на те, что были указаны в обращении к уполномоченному. Севастьянов сформулировал ряд рекомендаций к прокуратуре и ГУ МВД области. Так, надзорному ведомству он рекомендует провести проверку возможных хищений бюджетных средств в ОВД по Верхнеуфалейскому городскому округу, направляемых на питание арестантов ИВС. ГУ МВД он рекомендует провести проверку деятельности изолятора на предмет соблюдения норм питания, освещённости, воздухообмена, бытовых условий.
Верхний Уфалей, Челябинская область, Алла Александрова
© 2011, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».