Челябинские школы массово получают «автономию» А в Нязепетровском районе все школы стали казенными
Южноуральские школы в ближайшее время должны определиться с собственным статусом. Если городские учреждения выбирают автономную форму, сельские по старинке хотят работать по сметам, спускаемым сверху, поэтому предпочитают казенный статус.
Напомним, в 2010 году в России был принят Федеральный закон о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений. Данный закон направлен на реформирование сети бюджетных учреждений, в том числе школ и детсадов. Он предполагает введение в России нового типа учреждений – казенных. Таким образом, отныне все учреждения будут делиться на автономные, казенные и бюджетные. По закону будет изменено правовое положение бюджетных учреждений. Предполагается, что он создаст условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности. Принципиальным изменением станет переход от сметного содержания к финансированию в виде субсидий за выполнение муниципального или государственного заказа.
Как передает корреспондент «Нового Региона», сегодня львиная доля денег муниципалитетов, выделяемых образовательным учреждениям, направляется не на сам образовательный процесс, а на сопутствующие мероприятия. Более половины бюджетных средств тратится на содержание площадей и имущества.
Эту ситуацию может изменить переход в новый статус – автономный. Автономия позволит учреждениям зарабатывать деньги и самостоятельно их тратить. Как отмечают в южноуральском министерстве образования, насильно в «автономку» школы и детсады никто загонять не будет: решение о переходе в статус АУ учреждение принимает совместно с учредителем.
Предполагается, что в Челябинской области в статусе казенных останутся малокомплектные школы, а также 2 коррекционные школы и 1 школа закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей.
По словам министра образования региона Александра Кузнецова, большой интерес к новому статусу проявили, в первую очередь, челябинские школы. «Идет большой наплыв, все кинулись оформлять документы, так что приходится иногда даже тормозить», – Кузнецов.
При этом сельские образовательные учреждения пока не торопятся переходить на новую схему работы. Так, в Нязепетровском районе абсолютно все школы приняли решение стать казенными учреждениями. «Это означает, что они вообще ничего не хотят делать, оформлять документацию, и т.д. Это пассивная позиция. Они совершают большую ошибку, и, думаю, скоро это поймут и изменят свое решение. Отмечу, что казенное учреждение не имеет право привлекать внебюджетные средства. Казенные школы и детсады получают смету, утвержденную учредителем, в которой все расходы четко прописаны по статьям. Такая схема больше подходит для системы ФСИН или малокомплектных школ», – говорит Кузнецов.
По словам министра, автономный статус дает свободу руководителю учреждения при распоряжении финансовыми средствами. Если казенное учреждение все доходы от собственной предпринимательской деятельности направляет в бюджет, то бюджетные и автономные тратят такие средства самостоятельно и на нужды своих учреждений: например, ремонт кровли, премии учителям.
При сметном содержании муниципалитеты были обязаны возвращать в бюджет неизрасходованный остаток. Так, в 2009 году Магнитогорск вернул 40 миллионов рублей, как остаток денег, предназначенных для выплаты зарплат учителям. По словам министра, это издержки сметного финансирования. Автономные учреждения получают субсидии, которые уже не возвращаются в бюджет в случае экономии.
Челябинск, Алла Александрова
© 2011, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».