Южноуральские машиностроители жалуются на низкую рентабельность и высокие тарифы на энергоресурсы 33 предприятия считаются убыточными
Южноуральские машиностроители до сих пор не могут справиться с последствиями экономического кризиса. Рентабельность отрасли остается очень низкой, при этом предприятия «душат» тарифы на энергоресурсы. Кроме того, заводы остро нуждаются в техническом переоснащении и профессиональных кадрах.
Как передает корреспондент «Нового Региона», сегодня доля машиностроительного комплекса в структуре обрабатывающих производств на Южном Урале составляет 11,7%. В данной сфере трудится 96 тысяч человек – это более 32% от числа занятых на обрабатывающих производствах.
Специалисты отмечают: кризис 2008-2009 годов негативно повлиял на работу машиностроительного комплекса. Наиболее сложная ситуация сложилась в производстве машин и оборудования, где с 2008 года фиксируется ежегодное снижение рентабельности, а объемы производства по-прежнему ниже докризисного уровня.
Если в 2010 году и в начале текущего в данной сфере наметились положительные сдвиги, то в 3-ем квартале 2011 отмечено замедление темпов роста объемов производства из-за нестабильности мировой экономической ситуации.
По словам первого заместителя министра промышленности Челябинской области Валерия Кортушова, в области насчитывается 416 предприятий машиностроения. Из них 33 считаются убыточными. Так, серьезные проблемы испытывают Катав-Ивановский механический и приборостроительный заводы, Уфалейский завод машиностроения, Челябинский автомеханический завод.
Основные трудности связаны с неопределенной экономической ситуацией, недостаточным спросом на продукцию, высокими налогами, недостатком средств, низкой конкурентноспособностью.
Большинство заводов не способны предложить качественную продукцию. В результате рентабельность машиностроительного комплекса остается ниже среднеобластного показателя.
Машиностроители жалуются на недостаток квалифицированных работников, высокий износ оборудования. Заводы остро нуждаются в модернизации, средств на которую просто нет. Средний возраст станков достигает 25 лет.
Руководители машиностроительных предприятий отмечают: в наиболее сложной ситуации оказались предприятия военно-промышленного комплекса. Есть проблемы на ЧТЗ-Уралтрак, почти не работает завод «Сигнал», без заказов остался «Завод Пластмасс». С 2008 года продолжается глобальная стагнация, отмечают топ-менеджеры.
Целый ряд проблем связан с работами по выполнению гособоронзаказа. Специалисты указывают на поздние сроки проведения конкурсов, длительное заключение контрактов. Машиностроители предлагают вернуться к ускоренным конкурсам и долгосрочному планированию закупок вооружения и техники.
Они ставят задачи по внедрению новых технологий и материалов, развитие инновационной деятельности, техническое перевооружение при поддержке государства, а также требуют поставить вопрос урегулирования роста цен на энергоресурсы. На фоне ежегодного падения отрасли тарифы на ТЭР неумолимо растут. «Какое машиностроение может быть рентабельным в таких условиях?», – говорят специалисты. Они предлагают уйти от монополизма в энергетике. По их словам, после того, как в регионе появился еще один крупный поставщик газа, ситуация с тарифами на газ нормализовалась, тогда как на рынке электроэнергии сохраняется монополия. В итоге бОльшую часть прибыли «съедает» именно энергетика.
В принципе все требования «тянут» на серьезную программу, однако такой пока нет даже на федеральном уровне. Не существует и программы по выходу предприятий отрасли из кризиса.
Сегодня этот вопрос был рассмотрен на заседании комитета по промышленной политике областного парламента. Члены комитета приняли решения о создании временной комиссии для выработки мер по стимулированию развития машиностроения. Например, один из депутатов-промышленников предлагает проанализировать, какую продукцию предприятия области закупают в других регионах, после чего переоснастить производства либо строить новые. Также планируется рассмотреть вопросы формирования тарифов для промышленных потребителей на энергетической конференции в Челябинске в ноябре 2011 года.
Областному минпрому рекомендовано рассмотреть предложение о создании на базе АЗ «Урал» кластера по производству автокомпонентов.
Челябинск, Алла Александрова
© 2011, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».