Российские ученые изучили фольклор автомобилистов Почему мужчины гладят выемки на руле и кто такие Вадик, Захар и Лайба
Российские лингвисты изучили, как водители общаются со своими автомобилями.
Как передает корреспондент «Нового Региона», доклад «Диалоги с вещами: конструирование виртуально партнера в рамках инструментальной деятельности», подготовленный питерским историком Татьяной Щепанской, был представлен на научной конференции в Челябинском госуниверситете.
Специалисты изучили Интернет-форумы и блоги автомобилистов, побеседовали с таксистами, провели опросы посетителей форумов, а также проанализировали надписи и наклейки на автомобилях.
Подчеркивается, что среди водителей распространено обращаться к своей машине, как к виртуальному партнеру. «Мою машину зовут Танька. Не знаю, почему, но я ее Танькой назвал. Всегда, при встрече в гараже, говорю ей: «Привет, старушка!», – рассказывает один водитель.
«А мою машину Вадиком зовут, не знаю почему», – признается другой.
Объясняя имена своих авто, владельцы связывают их с названием марки, цветом, формой, скоростными, мощностными характеристиками, возрастом, а также «темпераментом» (как она ведет себя в ситуации неопределенности). Называют в честь киногероев, медиаперсон, известных гонщиков, либо своих знакомых.
На трассе авторы исследования встретили большегрузные автомобили с надписями: «Андрюша», «Гена», «Владлен» на лобовом стекле. В некоторых случаях это имена водителя. Часть имен являются обращениями: девочка, заинька, ласточка, матушка. Есть еще названия автомобилей определенной марки. Так, по воспоминаниям автомеханика в Вологодской области, в свое время шоферы и механики звали ЗИЛ-131 «Захаром». Есть еще и клички. Например, «Гроб-на колесиках», «Бешеная табуретка» (про автомобиль марки «Ока»), а ряд водителей все машины, в том числе, свою, называет «Лайба» (с финского – большая лодка). Словарь автомобильного жаргона трактует это слово как авто с «левым» (незаконно перевозимым) грузом. Другое название – лайта.
Примечательно, что профессиональные шоферы воспринимают машину как существо женского пола: ее даже принято поглаживать, как любимую женщину. При этом один из водителей, общавшихся с лингвистами, смущенно заметил, что одна его знакомая автоледи гладила рычаг переключения передач, и связывал это с его фаллической формой. А вот мужчины, по его словам, любят гладить выемки на руле.
Филологи, например, выяснили, что среди автомобилистов существует ряд табу на определенные разговоры рядом с машиной. Например, есть примета, по которой «при машине» нельзя говорить о другом автомобиле, тем более хвалить его достоинства. Также нельзя обсуждать планы продажи машины и покупки новой: считается, что после таких разговоров «железный конь» может «обидеться»: сломаться или заглохнуть.
Кроме того, у профессиональных шоферов существует табу на произношение ряда слов: например, вместо «авария» говорят «непредвиденная ситуация».
Подчеркивается, что приметы формируются на личном опыте и нередко противоречат друг другу. Одни водители говорит, что машину нельзя ругать: сломается и заглохнет. А другие, наоборот говорят: «Я еще не хвалю ее, а то обычно после этого ломаться начинает».
Эти привычки можно рассматривать как сопровождение ритуалов: ритуалы начала и окончания рабочего дня, ритуалы бедствия, нарушений, и т.д.
Так, водитель лесовоза из Вологодской области рассказывал об обряде «крещения» машины: получив новый лесовоз, он и его напарник «подарили» машине 3 креста: один купил водитель, другой – его партнер, а третий – это как бы крест самого автомобиля.
Анализ всех примет и табу, связанных с автомобилем, показывает, что водители рассматривают его как источник риска. Все приметы и обращения к машине – это все для того, чтобы предотвратить опасность, указывают исследователи.
Челябинск, Алла Александрова
© 2011, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».