Соцопрос как предвыборная технология Социологи проанализировали электоральную модель поведения
В почтовые ящики жителей Еманжелинского района начали подкладывать бесплатные газеты с результатами соцопросов. Согласно этим публикациям, рейтинг одного из кандидатов главы района, избираемого вместе с президентом России 4 марта, составил 75%. Учитывая, что подобные рейтинги активно озвучиваются и в рамках президентской предвыборной гонки, активисты общественного фонда «В защиту избирательных прав «Голос» решили выяснить, кому и зачем до выборов необходимо озвучивать, за кого голосует большинство.
Как сообщили корреспонденту «Нового Региона» в фонде «Голос», прокомментировать ситуацию было предложено руководитель Исследовательского центра маркетинга и социологии Ивану Полукарову. «Такой прием называется «формирующая социология». Когда в прессе публикуются данные о том, что большая часть избирателей собирается голосовать за конкретного кандидата или партию, срабатывает инстинкт: «я – за сильных!» Это типичная электоральная модель поведения, известная психологам и социологам. Поэтому так часто и используется», – сообщил эксперт.
Полукаров отметил, что человек, может быть, и сомневался, за кого отдать голос, а после прочтения подобной статьи решил примкнуть к «сильному большинству». «Это врожденное, с этим ничего не поделаешь», добавил руководитель Исследовательского центра.
Как оказалось, Исследовательский центр маркетинга и социологии проводил в Еманжелинском районе свой собственный опрос, и его результат разительно отличался от того, что было напечатано в информационно-рекламном вестнике.
Председатель Челябинского отделения российского общества социологов, доктор политических наук, профессор, директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов отметил, что руководитель подобных опросных групп не должен предоставлять реальные результаты соцопроса кому-нибудь, кроме заказчика: «Если опрос заказной и оплачен, данные являются собственность заказчика. Передавать их третьим лицам компания может только с разрешения заказчика». При этом доказать факты подтасовки при таких опросах очень сложно.
В условиях этой социологической анархии многие кандидаты поступают так: на публикацию опроса оппонента заказывают «свое» социологическое исследование. И получается, что в одном районе 56% голосуют за Петрова, а 61% – за Сидорова. «Такие факты мне лично приходилось наблюдать на выборах в муниципальные органы власти. Прибегают к таким приемам, когда кандидат и его штаб не могут выстроить полноценный диалог с избирателями. В одной газете один впереди, в другой – другой. В результате избиратели смеются над обоими «социологическими победителями», – цитируют представители «Голоса» Сергея Зырянова.
Челябинск, Ольга Арсентьева
© 2012, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».