Южноуральские ветераны боевых действий дожидаются обещанного государством жилья по 25-30 лет «Как в армию призвать, так под землей найдут, а как положенное по закону отдать, так мы же еще во всем и виноваты…»
В Челябинской области ветераны боевых действий десятилетиями вынуждены дожидаться обещанного государством жилья. Каждый год место в очереди «волшебным» образом тасуются, то приближаясь, то удаляясь.
Как передает корреспондент «Нового Региона», в южноуральской столице обсудили вопросы, связанные с нарушением прав ветеранов военной службы и боевых действий при исполнении законодательства о ветеранах. Главнейшая проблема ветеранов Челябинской области – это реализация их права на жилье, гарантированное когда-то государством.
Начальник отдела по обращениям военнослужащих, призывников и ветеранов военной службы аппарата уполномоченного по правам человека на Южном Урале Юрий Шибанов сообщил, что увеличилось количество обращений от участников локальных военных конфликтов (Афганистан, Северный Кавказ и другие территории), жалующихся на социальную несправедливость. Дело в том, что когда-то государство предоставило ветеранам боевых действий ряд социальных льгот, среди которых было и предоставление жилья. Однако претендовать на него могут лишь те, кто успел встать на учет в качестве нуждающихся до 1 января 2005 года. Таким образом, и те, и другие одинаково выполняли свой долг и имеют статус ветерана боевых действий, но в разрез с Конституцией, в отношении одних льготы действуют, а в отношении других – нет. На все обращения в органы власти и прокуратуру ветераны получают отписки со ссылкой на федеральное законодательство. Участники боевых действий отмечают, что многие воевавшие, например, в Чечне, просто не знали о необходимости встать на учет до 2005 года. Ветераны возмущаются: органы власти достанут человека из-под земли, чтобы отправить его в армию, но никогда не проинформируют о том, что надо сделать, чтобы воспользоваться законным правом», – возмущаются ветераны.
Стоит отметить, что по факту положение ветеранов, вставших на учет до 2005 года, не сильно отличается от тех, кто этого сделать не успел. В связи изменениями федерального законодательства вместо предоставления отдельной квартиры на семью ветерана Афганистана или Чечни, сегодня выделяется субсидия на приобретение дополнительных 18 квадратных метров конкретно для льготника (523 тысячи рублей для Челябинской области в текущем году).
По словам помощника южноуральского омбудсмена Владимира Солнцева, главная проблема обеспечения ветеранов боевых действий жильем в том, что в законодательстве никаким образом не определен срок реализации данного права. Из-за этого люди стоят в очереди по нескольку десятилетий, не имея вообще никакой определенности и гарантий от государства о получении положенного жилья. При этом постоянно происходит перетасование мест в очереди.
Так, например, челябинец, ветеран Афганистана, Ирек Галимжанов рассказал, что встал на учет в Советской районной администрации еще в 1987 году. После окончания вуза его распределили на работу в Курганскую область. Вернувшись в средине 1990-х годах назад в Челябинск, мужчина обнаружил, что его в очереди просто нет. В 2002 году он вновь встал на учет. В 2009 году Галимжанов был на 76 месте, а в 2011 – уже на 283-м. Чиновники подобное явление объясняют объединением очередей с другими льготниками.
Ветераны и правозащитники не понимают необходимости подобных манипуляций с очередями. Их объединяют и разъединяют регулярно, при этом люди, стоящие в конце списков, «волшебным» образом оказываются первыми. Представителей ветеранских организаций заявляют: «Очевидно, что здесь действуют «воровские коррупционные схемы».
Кроме того, по мнению ветеранов, большинство чиновников изыскивают все возможности, чтобы вообще отказать в реализации права на жилье. Так еще один житель Челябинска, также ветеран Афганистана, несколько десятилетий живет с семьей (всего 5 человек) в комнате общежития. Ему тоже дважды пришлось вставать в очередь: сначала в ГУФСИН, где он работал, а затем по месту жительства. Однако в прошлом году в предоставлении субсидий ему отказали на том основании, что его жена получила наследство – жилье умершей матери, и таким образом ветеран Афганистана уже не нуждается в жилье. По словам правозащитников, наследство никаким образом не может влиять на реализацию данной льготы.
Напомним, обеспечение ветеранов боевых действий жильем – это полномочия федеральных властей, и местные чиновники, объясняя столь большие проблемы с реализацией льготы, ссылаются на дефицит финансирования.
По данным начальника управления социальных гарантий и льгот министерства социальных отношений Челябинской области Любови Истоминой сегодня все ветераны локальных военных конфликтов, нуждающиеся в жилье и вставшие на учет до 1 января 2005 года, сведены в единый реестр. Всего таких 962 человека.
Реально выплата субсидий началась лишь в 2008 году. В 2011 году ее получили 22 ветерана, в текущем – 15. Кроме того, 25 человек отказались, поскольку на 500 тысяч рублей невозможно купить жилье.
Отметим, в данном реестре нуждающихся в жилье наряду с ветеранами находятся еще и инвалиды и дети-инвалиды. Общая очередность – 4,5 тысячи человек. При этом категории внутри реестра не разделены, субсидию получает тот, кто первый встал в очередь, независимо от того, кто это: инвалид, ветеран или семья, воспитывающая ребенка-инвалида.
Участники круглого стола подсчитали что, такими темпами всех южноуральских ветеранов обеспечат жильем через 32 года.
Челябинск, Юлия Малецкая
© 2012, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».