Россия больше не претендует на самое лучшее образование в мире «Образование перестало выполнять роль социального лифта и лишь закрепляет социальную дифференциацию»
Россия больше не претендует на самое лучше в мире образование.
Как передает корреспондент «Нового Региона», по итогам международных сопоставительных исследований грамотности российские школьники в среднем демонстрируют знания 2-го уровня, то есть не выше базовых. Причины сложившейся ситуации озвучила сегодня на традиционном августовском педсовете начальник образования Челябинска Светлана Портье: «Российское образование до сих пор построено на принципе передачи готовых знаний, в наших школах больше задают домашних заданий, проводят много контрольных работ, у детей теряется способность мыслить и творчески относится к учебе. Между тем, под умением учиться подразумевается способность решать новые задачи, размышлять и видеть перспективы».
В Челябинске усиливается дифференциация школ по качеству образования. Низкие результаты демонстрирует каждое 10-е учебное заведение. Повышенный уровень образования призваны давать гимназии, лицеи и школу с углубленным изучением отдельным предметов – таких в городе 20%. Это в 2 раза выше, чем в среднем по России, но, например, в Санкт-Петербурге повышенный уровень образования декларируют 42% общеобразовательных учреждений.
«Сегодня в России существует единственный инструмент, позволяющий сравнить уровень освоения образовательных стандартов, – отметила Портье. – Это – Единый государственный экзамен». Средние баллы челябинских выпускников выше, чем общероссийские, однако радоваться особенно нечему: увеличился процент выпускников, не преодолевших минимальный порог по физике, истории и обществознанию, а общие результаты экзаменов по большинству предметов ниже прошлогодних.
Неблагоприятные тенденции отмечают и родители: сегодня лишь 60% из них удовлетворены качеством образовательных услуг в школе и детских садах, в учреждениях дополнительного образования этот показатель еще ниже – 49,6%.
Чиновники, наконец, признали, что образование в России перестало выполнять роль социального лифта и лишь закрепляет социальную дифференциацию. И новая система наборы в первые классы, обязавшая практически все учебные заведения формировать контингент по месту жительства, проблему только обострила.
Еще одно откровенное признание, прозвучавшее на сегодняшнем педсовете: «Экспертами установлено, что более высокий уровень оплаты не приведет к немедленному повышению качества работы учителей, – заявила Светлана Портье. – Попытка перейти от стандартизации содержания образования к стандартизации результатов пока разбивается об объективную неподготовленность к такой трансформации большей части педагогов. Поэтому на первое место выдвигается проблема повышения качества педагогического корпуса, необходимо изменение сложившейся профессиональной культуры».
Челябинск, Светлана Намская
© 2012, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».