AMP18+

Челябинск

/

День народного единства на Южном Урале обойдется без шествий и демонстраций Возможно, потому, что праздновать особо нечего

В Челябинской области День народного единства отпразднуют раздачей ленточек, хороводом и фестивалем национальных культур.

Как передает корреспондент «Нового Региона», 4 ноября в южноуральских городах пройдут мероприятия, посвященные молодому государственному празднику – Дню народного единства, установленному в честь освобождения России от польских интервентов. Праздник отмечается в России с 2005 года и, по задумке властей, должен был стать заменой традиционной для рожденных в СССР дате – 7 ноября.

Впервые за все время празднования Дня народного единства в Челябинске в этом году не запланировано ни демонстраций, ни шествий. Партия власти, отмечавшая 4 ноября с размахом, ограничится «праздничным пикетом» на Кировке. Единороссы в течение двух часов будут раздавать прохожим ленты-триколоры и буклеты с историей праздника. После чего отправятся греться в концертный зал имени Прокофьева, где состоится VII областной фестиваль национальных культур «Соцветие дружное Урала».

Тем временем на Кировке около двух десятков человек попытаются реконструировать события 1612 года: изгнание иностранных интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского из России.

Также в рамках праздника пройдет этап открытого кубка Челябинска по профессиональным средневековым боям, в схватке сойдутся спортсмены из Тулы, Екатеринбурга и Челябинска.

На Алом поле возле памятника Ленину представители националистических партий и общественных организаций устроят Русский марш, правда, в форме митинга. Проводить шествие запретили городские власти.

В других городах Южного Урала День народного единства отметят также скромно. В Сатке создадут дерево дружбы: на сосну в местном парке культуры и отдыха все желающие повяжут ленточки и загадают желания.

В Карабаше состоится традиционный праздник «Наш народ и Родина – едины», где представители разных национальностей продемонстрируют особенности своей культуры: еду, костюмы, ремесленные поделки.

В Троицк 4 ноября съедутся казаки на 25-летие Троицкого казачьего хора.

А в Верхнем Уфалее будет организован «Хоровод дружбы».

Отметим, что историки считают праздник 4 ноября довольно сомнительным: они утверждают, что ничего особенного в этот день в Москве 400 лет назад не происходило. Наиболее значимая дата – 1 ноября, когда ополченцы и казаки отбили Китай-город. А польский гарнизон в Кремле капитулировал гораздо больше, по некоторым данным, только 6 декабря. Кстати, ворвавшиеся в Кремль казаки под горячую руку чуть не прикончили будущего царя Михаила Романова и его мать Ксению Ивановну, сидевших в осаде вместе с поляками. Победители считали коллаборационистами всех, кто причастен к Семибоярщине, а дядя будущего царя Иван Никитич Романов был одним из этих семи.

Ополченцы шли на штурм Москвы под покровительством Казанской Богородицы, в память об этой победе был учрежден осенний праздник иконы Казанской Божией Матери.

А вот как описываются события 400-летней давности в журнале «Вокруг Света»: «Современники интересующего нас события датировали его 22 октября и 1 ноября – соответственно по юлианскому и григорианскому календарям. Совершенно законно: в конце XVI и на протяжении всего XVII столетия разница между юлианским и григорианским календарями составляла 10 суток. С 1918 года в нашей стране используется григорианский календарь. Так почему же Дума утвердила в качестве праздничного и нерабочего дня четвертое, а не первое ноября? Ответ до смешного прост: потому, что она полностью доверилась православному церковному календарю, в основе которого лежит годовой цикл повторяющихся на протяжении столетий праздников и дней памяти. Напомним, что переход на григорианский календарь был сделан с учетом накопившейся к XX века разницы: в прошлом столетии (как, впрочем, и в нынешнем) она равнялась 13 суткам. Русская церковь отмечала «осеннюю Казанскую» 22 октября по юлианскому календарю и в XVII, и в XVIII, и в XIX столетиях. Когда понадобилось привести параллельные даты, то она оказалась (вполне законно) сдвинутой на 4 ноября. Такие календарные подвижки неизбежны, пока Русская православная церковь следует в своей внутренней жизни юлианскому календарю. В XXII столетии, к примеру, «осенняя Казанская» переместится уже на 5 ноября по новому стилю. Сближаясь, между прочим, с отмененным праздничным днем 7 ноября.

Подчеркнем, что 22 октября (4 ноября) православные христиане празднуют не годовщину взятия ополченцами московского Китай-города – события однократного, не передвигающегося в зависимости от столетия, а чудотворения Казанской иконы Божией Матери, их символическую связь с освобождением Москвы и всей страны от интервентов. Связь, закрепившуюся в сознании русских людей к середине XVII века значительно позднее интересующего нас события и окончания Смуты. Так что, с точки зрения людей Церкви и воцерковленных православных, тут нет хронологической ошибки.

Но почему законодатели государства, по Конституции отделенного от Церкви, утвердили, придав ему светскую словесную обертку, церковный по сути праздник? Может быть, в 1612 году что-то важное случилось именно 4 ноября по новому стилю, или 25 октября по юлианскому календарю? Нет, русские источники дружно молчат об этом дне. В упомянутом дневнике есть под 4 ноября краткая запись о незначительной попытке отбитой атаки. Доверимся ей, хотя она и вызывает большие сомнения. Но никаких других свидетельств о воскресном дне 25 октября (4 ноября) 1612-го современники нам не оставили.

Получается, строго говоря, что 4 ноября 2005 года мы будем праздновать годовщину 4 ноября 1612-го, дня, когда ни одного сколько-нибудь заметного события, связанного с «освобождением Москвы от польских интервентов» или с «окончанием Смутного времени», не произошло».

Челябинск, Юлия Малецкая

© 2012, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия,