AMP18+

Челябинск

/

Экспертиза «Нового Региона» Мученики науки

В России составили список эффективных и неэффективных вузов. В первый вошли лишь два образовательных учреждения, остальные признаны неэффективными, а Челябинскую агроинженерную академию и Магнитогорский госуниверситет вообще могут реорганизовать. Одним из критериев определения эффективности была международная деятельность, где учитывался процент иностранных студентов, окончивших вуз. Вузы, попавшие в список эффективных, гордятся тем, что к ним едут учиться из других стран. Правда, при ближайшем рассмотрении иностранцы оказываются, как правило, гражданами СНГ ( в первую очередь, Казахстана) и Китая. Иногда встречаются студенты из Турции и далёкой Бразилии. А вот выходцев из Европы и США можно пересчитать по пальцам.

«Новый Регион» попытался выяснить, почему иностранцы не хотят ехать в российскую глубинку и «грызть» южноуральский гранит науки. Разобраться с этим вопросом помогли бывшие южноуральцы и сами иностранцы. В ситуации разбиралась Анна Павлова:

«В качестве первой причины были названы удалённость и неизвестность Челябинска. «Город далеко расположен, мало кому известен и его университеты мало, чем прославились», – отвечает Дарья, выпускница челябинского вуза, обучающаяся сейчас в Германии. «Челябинск? – спрашивает Иван, учившийся здесь, имеющий американский диплом и живущий в США.– Ну, во-первых, его никто не знает. Иностранцы знают Москву, некоторые Питер». «Город далеко и до него не так-то легко добраться. При этом билет очень дорогой», – говорит Татьяна, немецкий журналист, побывавший в городе во время чемпионата Европы по дзюдо.

Согласно общему мнению удалённость осложняет доступность Челябинска, а его неизвестность пугает, вызывая вопросы к качеству образования – чему и как там учат – ведь «ни в каких рейтингах челябинских университетов нет. Никто не знает, что там за программы». Отсюда возникают сомнения: стоит ли ехать в такую даль, чтобы стать врачом или экономистом?

Соотечественники честно признаются, что российское образование серьёзно хромает. «Как человек, который учился и там, и тут могу сказать, что то, чему учат в России, практически неприменимо за рубежом. Разве, что математика и программирование», – отмечает Иван. Свою лепту (отрицательную) вносят «небогатые библиотеки, старые книги», плохо оснащённые лаборатории. В итоге в Челябинске, как и во многих других местах, складывается общая для российского образования картина: блестящая теоретическая база с полной оторванностью от практики и современных тенденций.

В «минусы» южноуральского образования было занесено и отсутствие квалифицированных англо-говорящих преподавателей. Наши собеседники уверены: будь у нас побольше преподавателей знающих английский, число иностранных студентов выросло бы в разы. Однако иностранцам, приехавшим в Челябинск, сначала приходиться осваивать русский и только потом – свой предмет: «а выучить русский за год и потом на нём изучать химию, экономику не так-то просто!», – заявляет Дарья.

Среди других причин были названы низкий уровень развития болонской системы, слабо развитая практика обменов, а также изменившаяся экономическая и политическая ситуация, связанная с распадом СССР.

Однако все эти причины перекрывает главная: состояние современной российской науки. В этом отношении иностранцы прямолинейны и без обиняков заявляют: российская наука безнадёжно отстала – «её не видно и не слышно». Именно это, по их мнению, и становится основной причиной катастрофического падения числа иностранных студентов. Количество последних, по словам сотрудников международных организаций в области студенческого и научного обмена, сегодня в России стремится к нулю.

Бесперспективность – главное основание для отказа от российского диплома, при том, что иностранные вузы активно занимаются международным обменом, стремясь к тому, чтобы каждый студент как минимум один семестр провёл в другой стране. Однако заграница в этом вопросе – не самоцель. За знаниями отправляются только туда, где имеются серьёзные достижения в области изучаемой дисциплины. В противном случае студент остаётся дома. Единственное, что может сейчас привлечь иностранцев в России, – это классическое музыкальное и хореографическое образование. Поэтому иностранные студенты охотно едут в российские консерватории и хореографические училища. Но, как правило, в Москву или Петербург. Далёкий Челябинск, как и прежде, остаётся не у дел. По мнению наших собеседников, челябинские вузы могут заинтересовать только тех иностранцев, кто изучает «русский язык, историю российской глубинки или что-то в этом роде». Во всех остальных случаях южноуральское образование, по мнению бывших челябинских студентов, «явно уступает европейскому».

Однако для самих иностранцев большую роль играет экология. По словам Лизы, приехавшей из Европы, если «поинтересоваться в Интернете о Челябинске, то быстро получаешь информацию о плохой экологической ситуации. Это, вероятно, отпугивает многих студентов, хотя здесь очень интересно». Кстати, многие немецкие студенты – биологи и физики – прекрасно осведомлены об аварии на ПО «Маяк» и рассказывают о ней удивлённым гражданам России, ничего до этого не слышавшим про взрыв 1957 года и его последствия.

© 2012, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Наука, Общество, Россия,