Экс-начальник челябинской колонии №2, где пытали и убивали заключенных, оправдан Присяжные: Он уничтожил записи видеокамеры, но это не значит, что он пытался скрыть преступление
Челябинский областной суд огласил приговор по резонансному делу о пытках и убийстве в исправительной колонии №2 Челябинска в отношении бывшего руководителя, трех сотрудников и заключенного учреждения. Экс-начальник полностью оправдан, бывшие сотрудники получили незначительные сроки лишения свободы.
Напомним, по данным следствия, 2 июня 2010 года трое инспекторов колонии, выполняя указание начальника, привязали заключенного Федора Роденко, нарушившего режим учреждения, веревками к решетке камеры, расположив его параллельно полу, и избили. В таком состоянии осужденного оставили на сутки. Увидев тяжелое состояние мужчины после пыток, сотрудники поручили одному из осужденных убить жертву, чтобы скрыть следы преступления. Что он, якобы, и сделал, зажав руками нос и рост потерпевшего, перекрыв доступ воздуха.
Органами следствия начальник этой колонии обвинялся в организации применения незаконных мер воздействия к заключенным, его подчиненные – в превышении должностных полномочий, с использованием насилия к потерпевшим и использованием специальных средств, заключенный – в оказании содействия сотрудникам колонии при избиении осужденного и его убийстве.
Как сообщили «Новому Региону» в пресс-службе Челябинского областного суда, дело рассматривалось с участием присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого заключенного.
В ходе суда были допрошены порядка 30 свидетелей: сотрудников колонии и лиц, содержавшихся в то время в колонии.
10 апреля присяжные огласили вердикт. Трое бывших сотрудников колонии были признаны виновными в том, что 2 июня 2010 года они применили насилие к заключенному Роденко, не повлекшее его смерти: из-за отказа выполнять требования осужденного избили (при этом он был связан и подвешен в камере за веревки) и оставили на 4 часа в узком помещении для хранения хозинвентаря (так называемый, «стакан»). «Затем Роденко перевели в камеру, куда вечером с ключами проник неустановленный человек и задушил его», – сообщает пресс-служба облсуда.
Следствие утверждало, что убийство совершил другой заключенный, который был старшим дневальным штрафного изолятора, но присяжные сочли это недоказанным. При этом они признали заключенного виновным в том, что он помогал сотрудникам колонии истязать Роденко: готовил камеру, где в дальнейшем избили Роденко, обеспечивал звукоизоляцию матрасами, готовил веревки, надел на голову избитого штанину брюк, позже участвовал в его перемещении в «камеру-стакан».
Помимо этого, один из бывших сотрудников признан виновным в применении насилия к еще одному заключенному: 1 июня 2010 года заключенного раздетого поместили в непроветриваемое помещение – «кладовую», пол которого был заполнен водой с примесью хлора. Осужденного продержали в этой комнате 31 час, при этом еще и расточали слезоточивый газ из баллончика. Еще двух сотрудников колонии обвиняли в том, что после освобождения заключенного из «кладовой», обливали его горячей водой из пожарного шланга, но присяжные не нашли подтверждения данному факту.
По данным суда, в деле фигурирует третий потерпевший – заключенный, которого, по версии следствия, один из инспекторов колонии 26 мая 2010 года по распоряжению начальника помещал в «стакан» на 20 часов, по этому обвинению все подсудимые оправданы.
Присяжные полностью оправдали экс-руководителя ИК-2, по версии следствия организовавшего применение физического насилия к двум заключенным, чтобы принудить их к беспрекословному выполнению требований администрации колонии. Присяжные заседатели лишь установили, что начальник дал указания уничтожить запись с камеры видеонаблюдения в штрафном изоляторе, но это, по их мнению, никак не связано с попыткой скрыть преступления. «Поэтому судья областного суда в дальнейшем при оглашении приговора сделала вывод, что уничтожение видеозаписи в данном случае не содержит состава какого-либо преступления», – сообщает пресс-служба облсуда.
Присяжные большинством голосов сочли всех обвиняемых достойными снисхождения.
По решению суда, один из бывших инспекторов ИК-2, признанный виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств к двум потерпевшим (пункты «а», «б» части 3 статьи 286 УК РФ) приговорен к 4,5 годам лишения свободы в колонии общего режима, с лишением права занимать должности рядового и начальствующего состава в правоохранительных органах и системе исполнения наказания на 3 года. Также он лишен специального звания лейтенанта внутренней службы.
Два других бывших инспектора, признанные виновными в превышении полномочий с применением насилия (п. «а», ч. 3 ст. 286 УК РФ), приговорены к 4 годам колонии общего режима каждый, с лишением права занимать определенные должности на 2,5 года. Они лишены званий «старший лейтенант внутренней службы» и «старший прапорщик» соответственно.
Заключенного за пособничество в превышении полномочий (ч. 5 ст. 33 – п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ) наказали на 3,5 года лишения свободы. Путем частичного сложения с наказанием, не отбытым по предыдущему приговору, окончательно ему предстоит отбыть 5,5 лет в колонии строгого режима.
Трое бывших сотрудников колонии после оглашения приговора были взяты под стражу в зале суда.
По данным пресс-службы облсуда, один из потерпевших по делу и супруга погибшего Роденко заявили исковые требования о компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба к казначейству, колонии и ГУФСИН. Заключенные настаивал на компенсации более 300 тысяч рублей, супруга убитого – 880 тысяч рублей. Суд признал за ними право на иски, но поскольку требуются более подробные расчеты и мотивировка, иски будут рассмотрены в отдельном гражданском судопроизводстве.
Приговор Челябинского областного суда не вступил в законную силу и может быть обжалован в Верховный суд РФ. Вердикт присяжных обжалованию не подлежит, стороны могут лишь выразить несогласие с назначенным наказанием либо указать на процессуальные нарушения, если таковые, по их мнению, были допущены при рассмотрении дела.
Челябинск, Юлия Малецкая
© 2013, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».