AMP18+

Челябинск

/

Абанамат! Просвещенная Россия прощается с матом в искусстве «Все до фаллоса…» (ВИДЕО)

30 июня пройдет «Всероссийская акция в защиту культуры «Абанамат». Жители страны торжественно попрощаются с матом.

Как передает корреспондент «Нового Региона», 1 июля в России вступают в силу поправки к закону о государственном языке, фактически запрещающие использование ненормативной лексики в театре, кино, музыке и литературе. Редакция одного из продвинутых культурных журналов Казани приняла происходящее близко к сердцу и запустила проект «Абанамат».

По словам организаторов, Абанамат – это открытый проект разножанровых мероприятий, посвященных протесту против цензуры и ограничений во всех формах искусства.

Подпишитесь на новости «Новый Регион – Челябинск» ВКонтакте >>>

30 июня, за несколько часов до вступления в силу закона, в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Барнауле, Ижевске, Иваново, Нижнем Новгороде и Новосибирске поэты, музыканты, актеры и все любители культуры, смогут в последний раз без угрозы штрафа публично выразить свои мысли, используя нецензурную лексику. На прощальных вечерах вспомнят произведения искусства, где мат – это необходимый художественный прием и которые скоро попадут в разряд «запрещённых». Завершатся мероприятия Абанамат в городах России ровно в 00:00 1 июля 2014 года минутой молчания. Отметим, из каждого города, будет вестись онлайн-трансляция на сайте проекта абанамат.рф .

Отметим, сами представители культуры и искусства относятся к запрету на мат неоднозначно. «Проблема возникла в 90-е. В советские годы мат в публичном пространстве просто не появлялся: его не было ни в спектаклях, ни в книгах, ни в газетах. В 90-е произошёл некий слом, и мат широко распространился, прежде всего, в публичном пространстве. С тех пор периодически делаются попытки его ограничить, – комментирует новшество в законодательстве лингвист, профессор, доктор филологических наук Максим Кронгауз. – Использование мата всегда регулировалось культурой. В 90-е годы запрет на мат был разрушен, потому что понимался как возобновление цензуры, покушение на свободу слова. Сегодня восстановление культурного запрета уже невозможно, поэтому его пытаются восстановить юридически. Я, честно говоря, никак к этому закону не отношусь. Мне кажется, что если какой-то творческий человек захочет употребить какое-то матерное слово, то он употребит его всё равно, пусть и заплатив большой штраф. Чем сильнее запреты, тем сильнее эффект преодоления. Мат никогда не уйдёт из языка, вопрос только в том, насколько он будет ограничен, особенно в публичном пространстве».

«У нас всегда был закон о порнографии. Речь в нём идёт не о том, что порнография запрещена: она никогда официально не запрещалась в современной истории России. Наркотики, например, тоже не запрещены, просто есть законный оборот наркотиков, а есть незаконный, – говорит поэт Григорий Остер. – Я думаю, с нецензурными выражениями та же самая история. Запрещать мат внутри произведения – это безумие. Запрещать издавать произведение, в котором есть мат – тоже безумие. А вот предупреждать на обложке книжки о том, что это произведение не предназначено для детей, – это нормально, мне кажется. Государство не может полностью запретить какие-то вещи, но закон способен ограничить распространение этих вещей в той форме, которая может кому-то навредить. Меня вообще в последнее время сильно смущают не только проекты, но и непосредственно законы, которые уже приняты нашими депутатами. Какое-то время назад я перестал за этим следить – мне кажется, как это говорят, «поздняк метаться». Если в прежние времена я пытался высказывать какое-то мнение по поводу законопроектов и думал, что оно может быть услышано, то теперь мне понятно, что никто этим мнением особенно не интересуется. Всё, что они у себя там в Думе принимают, мне кажется странным».

«Исторически заповедная, матерная речь особенно охотно вырывается наружу там, где общество чувствует угрозу обесценивания другой заповедной области – высокого языка. Здесь есть почти механическая связь, как в сообщающихся сосудах, – считает доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ Гасан Гусейнов. – Специфика русского мата примерно та же, что и англо-американского. Русский был и во многом остается языком межнационального общения на просторах СССР и бывшего СССР. Для многих молодых мужчин, плохо владеющих и своим родным языком, и русским, именно мат стал привычным средством коммуникации за время службы в армии. Вот почему сейчас в обыденной речи, например, многих подростков мат играет роль просторечной смазки, и они очень удивляются, чего это к ним пристают: они действуют точно так же, как и взрослые, только не прячутся, уже не знают советского двоемыслия. Возможно, здесь внешний, формальный источник последних законодательных актов, «запрещающих» мат в искусстве и в СМИ. Но одно дело – обозначить роль явления, его повсеместное физическое присутствие в пространстве народной и политической культуры и совсем другое – понять значение этого явления. Для такого понимания должны проводиться исследования, широкие научные обсуждения их результатов. Особенно важны сравнительно-исторические исследования. Но в отношении именно матерного языка у многих действует совершенно нелепый моральный запрет. Это трагикомично.

Несколько десятилетий наблюдений и размышлений, а иногда и точечных исследований этого явления привели меня к простой гипотезе: чем больше у человека и его группы реальных социальных и политических возможностей, тем меньше у них потребность в злоупотреблении и возвышенным, и низменным языком».

Подпишитесь на новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook* >>>*

Участники акции вспоминают, как матерились признанные мастера слова: «Иван Бунин, едучи в такси и опаздывая, заворачивал такие фиоритуры, что изумленный водитель не выдержал и сказал: – «Пардон, месье, даже я, бывший флотский офицер, такого не слыхивал!» На что Иван Алексеевич ответил: «А что же Вы хотели, милостивый государь, я ведь член Русской Академии изящной словесности!» или, что Пушкин очень сожалел по поводу цензорских купюр в «Борисе Годунове»: «Все это прекрасно; одного жаль – в «Борисе» моем выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная; <...>» ( из письма Вяземскому 2 января 1831 г.)

«В русской художественной и народной культуре мат (сниженное описание всякой сущности как полового органа, а всякого действия как полового акта) играет не меньшую роль, чем во всякой другой. Иначе говоря, он вездесущ. Особенно там, где от людей требуется под давлением обстоятельств делать и говорить не то или не совсем то, что они хотят.

А пока по социальным сетям гуляют репосты на тему «Роль мата в жизни русского человека» (например: «В зависимости от интонации одно матерное слово автомеханика Петрова может означать до 50 различных деталей и приспособлений»), деятели культуры пытаются заменять нецензурные слова в своих произведениях цензурными.

Мастер-класс от группы «Ленинград»: неназванное междуножие

Челябинск, Юлия Малецкая

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2014, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Кавказ, Камчатка, Красноярск, Крым, Курган, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Севастополь, Северо-Запад, Челябинск, Югра, Ямал, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Видеорепортаж, Культура, Наука, Общество, Политика, Россия,