О влиянии горячей воды на явку избирателей Авторская колонка Артема Рокотова
Политологи отмечают: тренд на все большую аполитичность населения в России, появившийся 10 лет назад, сохраняется, несмотря на возвращение прямых выборов губернаторов, и надеяться, что ситуация изменится в ближайшие годы, не приходится.
Как передает корреспондент NDNews.ru, в единый день голосования, 14 сентября 2014 года, средняя по России явка на губернаторских выборах не дотянула до 46,3%. В начале нулевых, пока губернаторов не стали назначать указом президента РФ, средняя явка ниже 55% не опускалась. Статистка показывает: практически везде, где прошли «возвращенные» выборы губернаторов, активность граждан была значительно ниже, чем до отмены голосования.
По мнению политологов, причина падения интереса к выборам – в росте политической апатии и низком уровне конкуренции: голосование с заранее известным результатом не мотивирует людей к активности. Избиратель перестал ассоциировать выборы с переменами. Даже на муниципальном уровне, где, казалось бы, народ имеет возможность напрямую влиять на политические процессы, в определенный срок меняя мэра или продлевая ему полномочия, переломить ситуацию не удается. В этой связи стоит вспомнить муниципальные выборы в Челябинской области в 2005 году. Тогда избирательная кампания не сулила никаких сюрпризов, основные игроки были уверены в победе и отнеслись к процессу, как формальности. В результате, в большинстве муниципалитетов Челябинской области к власти пришли новые люди, что стало полной неожиданностью и для местных чиновников, и для областного правительства. Во многих территориях электорат довольно быстро понял, что ошибся, и надеялся на новые выборы, но тут большой сюрприз ждал уже избирателей, причем на выборах любого уровня, – голосовать они могли, как угодно, а побеждали отныне те, кто надо.
Но тщательно выстроенная вертикаль власти, с минимальным количеством «случайных» персонажей, имеет и обратную строну: люди начинают переносить отношение, чаще всего негативное, к самому мелкому чиновнику на все властные структуры – срабатывает принцип фрактального подобия: что внизу, то и наверху. И минувшие выборы это показали.
К примеру, Верхний Уфалей. Напомним, там не было горячей воды с 13 мая. А сразу же после выборов – в ночь на понедельник, 15 сентября, воду дали и во вторник включили тепло. Скорее всего, так совпало, хотя в подобном совпадении можно углядеть отчаянную попытку местной власти хоть как-то обелиться перед властью региональной и снять градус напряжения в самом городе.
4 месяца без горячей воды в одной из самых холодных территорий Челябинской области даже теплым летом – испытание не из легких, а уж в этом году, когда в Уфалее не набралось и десятка по-настоящему летних дней, особенно.
Казалось, городская власть должна разбиться в лепешку, чтобы проблему решить. Но нет: чиновники лишь разводили руками, жаловались на равнодушие прокуратуры и советовали ставить водонагреватели. Многие уфалейцы так, кстати, и сделали, тут же выяснилось, что электрические сети к подобным нагрузкам не готовы.
Горячая воды сыграла, конечно, не решающую, но и не последнюю роль в том что и так невысокая популярность мэра Казакова упала до рекордно низкой отметки – менее 20%. Зато индекс народного недоверия по сравнению с летом 2013 года вырос на 38,7%. Это один из самых высоких показателей в области. Даже у опального мэра Чебаркуля – лидера антирейтинга – процент снижения народного доверия ниже. В целом, уфалейский Казаков получил антирейтинг 74,3% и вошел в пятерку самых нелюбимых, как народом, так и областными властями, глав.
Выводы из этого в Уфалее сделали, но весьма своеобразные: вместо того, чтобы приступить к решению самых больных проблем, в местной прессе со ссылкой на некое всеобластное исследование опубликовали другой рейтинг, согласно которому администрация города оказалась чуть ли не лидером среди глав муниципалитетов: 80% респондентов положительно оценивали деятельность врехнеуфалейской администрации, причем 22% поставили оценку «отлично». Особо подчеркивалось, что больше ни в одном муниципалитете области работу местной администрации на отлично не оценили. Правда, тут же было отмечено, что участники опроса указали и на болевые точки территории: ниже среднего была оценена работа уфалейских чиновников по развитию образования, медицины, экономическому взаимодействию с предприятиями (речь идет о собираемости налогов, создании рабочих мест), а за работу коммунального хозяйства уфалейцы и вовсе поставили 2,3 балла. Иными словами, по всем жизненно важным для города направлениям чиновники работают плохо, за что же им ставят отлично?
Видимо, избитая тактика убеждать людей в наличии того, чего нет (в данном случае – объяснять народу, как он свою власть любит), не дала никаких результатов, потому что непосредственно перед выборами градоначальники начали горожан просто запугивать: мол, не пойдете голосовать, область не даст городу денег.
Вот тут-то уфалейцы и показали, как они на самом деле относятся к городской власти и что для них важнее – горячая вода или многочисленные праздники, которые никогда не пропускает мэр, и мифическое снисхождение областных чиновников, до сих пор город не очень жаловавших, как бы уфалейцы ни голосвали: горожане призывы и угрозы просто проигнорировали. Явка в Верхнем Уфалее составила 34,35% – это один из самых низких результатов по области, хуже голосовали только в Златоусте и Миассе. При этом негативное отношение уфалейцев к местным властям перенеслось и на власть региональную: город вошел в десятку территорию, где за тогда еще врио Бориса Дубровского отдали меньше всего голосов.
А вот лидером в этой десятке является Троицк, переживший минувшей зимой настоящий ледниковый период. Но, как оказалось, в бюджете текущего года не было заложено средств на ремонт системы отопления, и теперь, в преддверии зимы грядущей, в городе лихорадочно решают, что делать. Более того, горячую воду в Троицке тоже отключили в середине мая и в большинстве домов не дали до сих пор. А там, где дали, вода либо грязная, либо по градусу не сильно отличается от холодной. При этом на все претензии у местных чиновников железный ответ: «Ну, она же есть». Как результат: троичане проявили не слишком активный интерес как к выборам мэра, так и к выборам губернатора, а те, кто все-таки пришел, дали самый низкий в области процент Борису Дубровскому.
Подобная зависимость избирательной активности от отношения местной власти к проблемам территории и народа к местной власти прослеживается и в других муниципалитетах. Так, компанию Уфалею и Троицку в группе с невысокой явкой составляют Карабаш и Озерск, где антирейтинг глав за год вырос соответственно на 33,7% и 41%. В этом же списке и Чебаркуль с рекордным антирейтингом мэра.
На другой стороне – Увельский район, переплюнувший своей явкой даже высокоактивных шведов, решивших в корне изменить жизнь свой страны: напомним, на парламентские выборы в Швеции в минувшие выходные пришли 80% избирателей, а в Увельском районе – в губернаторских – участвовали более 84%. При этом у главы района Литовченко рейтинг доверия едва ли ни самый высокий в области. «Литовченко давно научился конвертировать собственную политическую активность в экономические дивиденды для своей территории, – говорят наблюдатели. – И в качестве дополнительного бонуса получает народную поддержку». Вот и весь секрет борьбы с аполитичным трендом.
Челябинск, Артем Роктов
© 2014, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».