«Ты должен убить Гитлера» или мать как двигатель судьбы В рамках фестиваля «CHELовек театра» представили историю Ромена Гари
В рамках фестиваля «CHELовек театра» в Челябинске показали спектакль «Жду тебя. Мама». Постановку по мотивам романа «Обещание на рассвете» известного французского писателя Ромена Гари привёз литературный израильский театр «Лестница».
Как передает корреспондент NDNews.ru, автобиографическое произведение Гари повествует о взаимоотношениях автора с матерью, о её нежной и безумной любви к своему сыну. Мать пророчит Ромену, еврейскому мальчику из Вильно, великое будущее: «Ты станешь героем, генералом, Габриэле Д'Аннунцио, посланником Франции – все эти негодяи еще не знают, кто ты!».
Итак, на сцене всего два человека. Сын и мать. Зрители проживают вместе с ними – пядь за пядью – детство и молодость автора. Жизнь в Вильно, эмиграцию во Францию, обучение в лётной школе, войну.
Первоначально спектакль вызывает некоторое разочарование. Возникает чувство наигранности: главный герой слишком восторжен, слишком мил, слишком оптимистичен. Но затем сила произведения и события жизни, разыгранные на сцене, меняют картинку: восторженная радостность героя оказывается необходимой. Именно она обеспечивает переваривание последующих событий его жизни, которые без радости превратились бы в трагедию, а вместе с ней оказались обычной жизнью.
Несомненное достоинство спектакля (что, кстати, редко можно увидеть в Челябинске) – виртуозное использование актёрами костюма и предметов. Они обходились минимумом,– столом, парой стульев, вешалкой. А зрители побывали в кабине самолёта, в танцевальном классе, в пустыне, на кухне…. Сковородка служила и зеркалом, и скрипкой, и даже воображаемым «кавалером»: герой, рассказывая про измену своей подруги, использовал её для изображения соперника.
Аналогично использовался и костюм. Длинная юбка героини, потрясающе сыгравшей свою роль, превращала её то во взрослую женщину-мать, то – поднятая наверх – в маленькую девочку, то – перекинутая через плечо – в сорванца с соседнего двора.
Постановка изобиловала и другими приёмами, например, перемещением актёров в зрительный зал. Так, спектакль начался с того, что главный герой сел в первом ряду, откуда разговаривал со своей матерью. Это, безусловно, интересно, но в какой-то момент перестает обогащать действо, скорее утяжеляя его своей многочисленностью.
Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте
Самым же замечательным в постановке оказался юмор: спектакль очень смешной. Мать просто боготворит сына, пророчит ему великое, порой фантастическое будущее. Это придаёт событиям комический налёт. Высшая точка – когда героиня решает, что её сын должен спасти мир от тирана: «Мы уселись в уголке за нашим столиком, и там она поведала мне о своем плане относительно меня. Все очень просто: я должен ехать в Берлин, чтобы убить Гитлера и тем самым спасти Францию, а заодно и весь мир». Актёр проигрывает этот момент просто гениально, он так небрежно рассказывает о своих приготовлениях – «купив билет на поезд, я был приятно удивлен, что немецкие железные дороги делают скидку на тридцать процентов» – что зрители покатываются со смеху.
В итоге Ромена Гари сдержал своё слово и прославил мать, и израильский театр сыграл в этом не последнюю роль: выйдя из зала, каждый знал: материнская любовь творит чудеса. Ведь Гари стал и послом Франции, и чемпионом мира по пинг-понгу, и знаменитым писателем… Но самое главное он всё-таки получил с рождения – любимую и любящую мать.
Челябинск, Анна Павлова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».