AMP18+

Челябинск

/

Водопровод – это цивилизация, это безвошье и телоароматизация!.. О роли обличенной властью личности в локальной истории

image

Сегодня, 22 марта, отмечается Всемирный день воды. Накануне депутаты южноуральского парламента озвучили собственную инициативу – поставить в Челябинске памятник Петру Столыпину (им неоднократно восхищался нынешний российский президент) – дескать, именно ему город обязан появлением водопровода. Не понятно, то ли депутаты решили в очередной раз потрафить президенту, а другого «объективного» повода замонументалить Столыпина не нашлось, то ли их ввели в заблуждение сотрудники Фонда изучения наследия Петра Столыпина, а проверить факты никто не удосужился… Думать о том, что народные избранники все знали, но в угоду политике на историческую правду наплевали, как-то безрадостно, пусть уж лучше окажутся невеждами…

О том, кто на самом деле обеспечил Челябинску водопровод и об истинной роли в этой истории Столыпина авторская колонка Екатерины Истрицкой:

«За водопровод, как и за многое другое – светлая память и поклоны городскому голове

image
Бейвелю (19 марта, кстати, был день его рождения). Ему же и памятник поставить – вместо Ленина. И площадь центральную переименовать, и главный проспект. Есть же театры имени Вольховского и Орлова, пусть и центральная площадь носит имя единственного толкового сити – менеджера Челябы – европейца по мозгоустройcтву и прагматичному и системному подходу к делу. Ведь именно в его бытность мэром доходы бюджета Челябинска возросли вдвое, были замощены улицы и площади центральной части города, устроены электрическое освещение и телефонная связь, построены здания реального училища и женской гимназии, первые школы и училища, корпуса для городских лавок, новый приют, две пожарные части, осуществлена основная часть работ по строительству водопровода. Не будь у нас градоначальником до 1911-го года, а потом с 1914-го и до известного переворота Александр Францевич, так бы и мыкались наши предки – « без воды – и не туды, и не сюды».

Для неотягченных знанием локальной истории законотворцев повторяю: водопровод в Челябинске появился благодаря инициативе, финансовой программе и последовательности в продвижении этого проекта А. Ф. Бейвеля, в чьи планы входило и последующее строительство городской канализации. А вовсе не потому, что в 1910-м году проездом Челябинск посетил премьер Столыпин, проинспектировавший местный переселенческий пункт и пожуривший местные власти за плачевное состояние системы водоснабжения.

image

Собственно, водопровода, да и канализации в нашем городе не было почти до Первой Мировой. Водопровод появился в 1912-м, а канализация и вовсе – при советской власти.

Капелька истории вопроса: водоснабжение Челябинска в начале ХХ века осуществлялось немудрено – из ручья Игуменки и 5, а потом 6 общественных колодцев. В те городские кварталы, что находились далеко от питьевых источников, H2O в бочках доставляли водовозы. Качество воды в Игуменке в отчете санитарных инспекторов не оценивалось, а в трех колодцах значилась как «очень чистая», еще в трех – «чистая».

Ливневкой в Челябинске в то допотопное время служили плохо укрепленные канавки, проложенные вдоль дорог, вечно забитые или размытые. Про то, что город «задыхается» в грязи, особенно по весне, сам Бейвель говаривал неоднократно, а исследователь В. Весновский в своем справочнике 1909-го года «Весь Челябинск и его окрестности» цитировал по этому поводу тогдашнего челябинского «Константина Рубинского»:

Эх, убийственна – челябинская грязь!

Не видал такой я грязи отродясь:

По колени среди улицы навоз...

Хоть бы черт его куда-нибудь унес!

Да с навозом черт не возится,

Ад духовно унавозится...

Тротуары – в чистоте такой всегда,

Что идти по ним великая беда:

Два шага шагни вперед, да два назад,

Аль «фальватером» треплися наугад,

Воссылай Творцу моления –

Сохранить от потопления...

С дрожью в сердце через улицу идешь,

То и жди – ни за копейку пропадешь,

Обративши путешествие

В роковое происшествие...

Обыватель – и привык уж ко всему,

Да и то подчас «сумнительно» ему,

Что придется больше близких не видать.

Ни за грош без покаянья пропадать.

На манер несчастной курицы

Средь знакомой с детства улицы!

И танцует он по улице в грязи,

Иль возницу умоляет: увези;

Мне не жаль пятиалтынного,

Если ты спасешь невинного...

Но извозчика не так легко найти:

Он не треплется по грязи без пути,

За копейкою не гонится

И почтительно сторонится...

Мусор, грязь на улицах Челябинска, правда, тогда были иного, нежели сейчас, происхождения и запаха – навозного, поскольку единственным до (да и после революции) – основным – транспортом в городе были лошадки, и еще практически в каждом городском дворе держали коров или козочек с барашками; плюс ежедневно в Челябинск приезжали на повозках окрестные крестьяне на базар. Городские власти постоянно нанимали людей, вывозивших навоз с улиц за город.

Что же касается канализации прочих отходов повседневной жизнедеятельности, то еще в 1913 г. нечистоты каждого (или нескольких) домов собирались в отдельной выгребной яме, содержимое коей периодически вычерпывали ассенизаторы = золотари и вывозили опять же за город...

Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте

Но мы отвлеклись: Мякуш и К собрались ведь Петра Аркадьевича за водопровод увековечить. Интересно – из какого материала?! А, может, сделают его фигуру элементом фонтана – как символ вечного водоворота и водоснабжения, опять же летом – комфорт и прохлада для горожан и гостей южноуральской столицы… А если сделать галерею фонтанов – дюжину Столыпиных вдоль Кировки и из каждого бьет струя – это уже Петродворец №2. Или можно вслед за Столыпиным поставить фигурки местных деятелей – Мякуша как Самсона, Мительмана – Русалочку…

Итак, об идее сооружения челябинского водопровода. Наверняка она витала в воздухе – растущий после появления железной дороги и переселенческого пункта город с постоянно увеличивающемся числом жителей просто не мог нормально существовать и тем более развиваться без передовой системы водоснабжения. К тому же, в Челябинске уже были реальные примеры современного (на тот момент железнодорожного) уровня решения проблемы: еще в конце XIX века по ул. Ахматовской (нынешняя Свободы) через р. Миасс, была построены насосная установка станции Челябинск Самаро-Златоустовской железной дороги и плотина через реку Миасс в районе Сад – острова, которая не запруживала реку, а обеспечивала в ней постоянный уровень в месте забора воды для нужд путейцев. Но эти чудеса цивилизации снабжали только вокзал – вода использовалась для заправки котлов паровозов, мытья вагонов и прочих нужд. Город, увы, водопроводом железной дороги не пользовался. В 1906 г. по инициативе Бейвеля создается городская водопроводная комиссия с целью возведения в Челябинске водопровода. Планировалось охватить сетью практически весь тогдашний город – центр, Заречье, Заручейную часть и Никольский поселок, отстоявший от города на 3 версты!

Поскольку работ такого плана и масштаба в Челябинске до этого не проводилось (железнодорожникам систему соорудили немцы), то в городе просто не оказалось местных предприятий, способных взяться за проектирование и строительство. Поэтому комиссия решила провести, выражаясь современным языком, тендер: заказала предварительные проекты и сметы строительства городского водопровода сразу нескольким потенциальным исполнителям: фирмам «Добровых и Набгольц», «Нептун», Е.Э. Бромлей, «Мюр и Мерелиз» и акционерному обществу «Брянскаго рельсопрокатнаго, железоделательнаго и механического завода». Все эти предприятия уже в не одном городе РИ «устроили» по своим чертежам водопроводы. Более того, дотошные члены комиссии выяснив, в каких именно мегаполисах реализовали свои проекты эти конторы, написали градоначальникам Нижнего Новгорода и Костромы, Перми и Курска, Новочеркасска и Грозного и мэрам прочих городов письма с просьбой сообщить (по пунктам, что их интересовали!) о качестве работы этих предприятий и последующей эксплуатации построенных водопроводов. Ответили все мэры и их эксперты, некоторые даже выслали копии своих проектов и отчеты о строительстве водоводов, также дали свои технические и организационные рекомендации главные инженеры и заведующие горводопроводов, указавшие, кроме того, на типические ошибки, что совершает городская власть и механики, «устраивая» водопровод. Челябинские власти учли все советы, и уже в начале января 1909-го года комиссия вместе с приглашенными экспертами – инженером путей сообщения Аркадием Андреевичем Федоровым и технологом, начальником 1-го участка тяги Сибирской железной дороги Мироном Сергеевичем Городецким отдали предпочтение варианту, представленному Брянскими заводами. Он был самым дорогим, но и самым проработанным. В конце августа 1909 г. комиссия представила в Городскую думу доклад с анализом предложений всех фирм, участвовавших в конкурсе и доказательствами преимуществ проекта Брянских заводов, а также с предложением немедленно начать строительство водопровода, стоимость которого оценивалось в 250 тысяч рублей. Заметим, что до того самым дорогим строительным проектом челябинских властей был Народный дом (ныне в его здании размещается театр для детей и молодежи), обошедшийся в 35 тысяч рублей.

image

А вот теперь о деньгах на водопровод, министре Столыпине и все том же Александре Францевиче Бейвеле.

30 января 1909 г. водопроводная комиссия представила на заседании Городской думы доклад – раскладку о финансах, что может привлечь город для строительства водопровода. Заключение комиссии: своими средствами Челябинск не справится, необходимо брать заем из страхового фонда Министерства внутренних дел под 4% годовых сроком на 30 лет. Ходатайство о займе в 250 тысяч рублей было подано в марте 1909 г. Примечательно, что в апреле 1912 г., когда водопровод в Челябинске был уже практически полностью построен, вопрос о займе все еще решался! Это к вопросу о вспоможении Петра Аркадьевича (он в то время как раз и был министром внутренних дел – с 1906 по 1911 год!) местным властям в деле обеспечения горожан и предприятий водопроводной водой.

Поскольку столица о предоставлении займа молчала, то и заседание челябинской думы по вопросу постройки водопровода Бейвель оттягивал: оно состоялось только в конце октября. МВД по-прежнему находилось в глубокой «несознанке». Думцы решили – по предложению городского головы – не отдавать подряд Брянским заводам, а устроить торги. В декабре 1909 г. А.Ф. Бейвель предложил инженеру-эксперту А.А. Федорову составить проект постройки водопровода в Челябинске, используя все имеющиеся в распоряжении комиссии материалы и наработки. Путеец согласился. А из имперского правительства так и не пришла «благая весть» о предоставлении ссуды.

И 31 мая 1910 г. Дума постановила принять ссуду, предложенную челябинским Обществом взаимного от огня страхования (созданного десятилетием ранее по инициативе все того же предусмотрительного Бейвеля и при его личном финансовом участии), в размере 40 тысяч рублей, сроком на 10 лет из 5% годовых, для финансирования постройки водопровода. Остальные деньги постановили взять из городской казны, опустошив ее резервы.

Окончательный вариант проекта водопровода, с учетом последних замечаний, готовил все тот же Брянский завод, внеся туда немало изменений, и топографических, и технологических: так, вместо паровых двигателей, решили установить два нефтяных двигателя «Дизель», которые со временем планировали переставить на электростанцию, что намеревались построить в Челябинске, заменив Дизели электродвигателями. И даже насосы для забора воды проектировщики теперь должны были подобрать с расчетом, чтобы они могли работать как от дизеля, так и от электродвигателей, после пуска электростанции.

Договор на постройку водопровода в Челябинске с акционерным обществом «Брянскаго рельсопрокатнаго, железоделательнаго и механического завода» заключен в декабре 1910 г., но реалии того времени были таковы, что в силу договор вступал только после утверждения его министром внутренних дел, то есть все тем же Петром Аркадьевичем. До подписи министра этот документ служил лишь гарантией, что город не передоверит строительство водопровода другому подрядчику, а Брянские заводы не откажутся от исполнения работ. Выполнять же строительные работы и оплачивать их стороны могли только после получения подписи министра. Подписи Столыпина ждали почти 5 месяцев. За такую проволОчку – только памятником чиновную работу и отмечать… Хотя… мог ведь и не подписать…

Строительство начали летом 1911 г. Александр Бейвель уже не являлся челябинским мэром – еще в апреле, почти сразу после того, как Столыпин подписал договор о сооружении в Челябинске водопровода (так и не дав на него из госказны ни копейки), он подал Оренбургскому губернатору прошение об отставке.

Контроль за работами по сооружению водопровода со стороны города осуществлял все тот же инженер Федоров. Уже в начале апреля 1912 г. работы по строительству водопровода в Челябинске были в основном завершены: построили 8 водоразборных будок и 26 отводок в здания. Не закончены оставались работы по строительству водоочистных сооружений, устройства перехода трубопровода через Игуменку и строительство водоразборных будок в Заручейной части.

Работать водопровод начал с 4 февраля 1912 г. В местной газете некий автор – последователь Маяковского – даже восторженно отозвался (в стихах) о новом сооружении: «Водопровод – это цивилизация!. Это безвошье и телоароматизация

В мае 1913 г. в Челябинске работало уже 13 водоразборных будок. В каждой будке был установлен водомер, показывавший, сколько воды взяли пользователи. Контролировал расход воды в каждой будке и собирал денежку с водопользователей «водопроводный сторож».

image

Желающим провести воду в дома город оплачивал 50% расходов на прокладку трубы от магистральной линии до границ усадьбы и на 1 сажень вглубь усадьбы, при условии, что диаметр трубы будет не более 1,5 дюйма. Каждый обладатель отводки трубы к дому должен был установить на трубу водомер одобренной Городской думой модели. Либо же город брал установку водомера на себя – за ежегодную оплату от 6 руб. до 12 руб., в зависимости от диаметра трубы. Стоимость воды устанавливалась следующая: для домовых ответвлений – 25 коп. за 100 ведер, для бочек и уличного водоразбора – 20 коп. за 100 ведер. Для расчетов за воду Городская дума выпускала специальные водопроводные марки, их можно было купить у специального комиссара в Городской управе. Для воинских казарм, благотворительных учреждений и городских зданий, где не было водопровода, выпускались льготные, бесплатные марки. Больше ни для кого никаких скидок предусмотрено не было.

Ну, и напоследок, о челябинском водопроводе как современном для своего времени техническом объекте. Это была насосная станция с двумя нефтяными двигателями, запасным резервуаром на 5 тысяч пудов нефти (годовой расход) и американским фильтром для механической очистки воды, с бассейном для отфильтрованной воды, а также запасным резервуаром для воды емкостью 15 тысяч ведер, расположенным на высоте 6 сажен от земли – этим резервуаром стала водонапорная башня ( современный адрес ул. Воровского, 11 напротив Горбольницы, последним учреждением, что размещалось в Башне, была некая организация «Книга и досуг»). Система городского водоснабжения была рассчитана на подачу 120 тысяч ведер воды в месяц, с тем, чтобы в будущем этот объем удвоить.

Протяженность труб – 20 верст. Диаметр магистральных труб – 7 дюймов, отводные от магистрали на улицы – 6 дюймов и 5 дюймов. От насосной и фильтровальной станции до города вода шла по двум трубам, уложенным в две траншеи (чтобы в случае прорыва одной из них, вторая не просела из-за размыва грунта). В двух местах трубы пересекали реку Миасс – по дну были проложены нити трубопровода диаметром 7,5 дюймов с асфальтовым антикоррозийным покрытием. На перекрестках улиц и посредине длинных кварталов было устроено 58 кирпичных и 33 лиственничных колодца с чугунными люками. В колодцах установили заглушенные разводки – крестовины и тройники – чтобы впоследствии, при расширении сети водопровода или при строительстве отводок к новым зданиям, можно было без дополнительных работ подключаться к магистральной линии. Всего было 26 отводок в здания и, как уже говорилось, 13 водоразборных будок: система охватывала практически весь город. Вода поступала почти везде – от Северного бульвара (пр. Победы) до Переселенческого пункта (у ж/д вокзала), от Казарменной площади (пл. Павших революционеров) до Александровской площади (Алое Поле).

image

В случае пожара перекрывалась подача воды для хозяйственных нужд и подавалась на пожар. Высота струи воды при работе трубопровода в хозяйственном режиме била не ниже 5 сажен в самой высокой точке города, что позволяло подавать воду на третий этаж зданий, построенных в самых высоких местах. Высота пожарной струи предусматривалась не менее 10 сажен.

Фактически в 1911-1912 гг. была заложена современная основа водоснабжения города, построенная с запасом, и этого запаса городу хватило надолго. Не радовала лишь финансовая сторона проекта. Расходы по строительству водопровода на март 1913 г. составили 275 тысяч руб. Были «съедены» и все свободные бюджетные средства, и заемные деньги. Водопровод был прекрасен и удивителен, но … убыточен. Дебет с кредитом не сходились ежегодно на 8 – 12 тысяч!

А сейчас о тех, чьими усилиями «сработан» наш водопровод. Этот список дореволюционных коллег желательно изучить (и потщательнее) депутатам всех уровней – ну, хотя бы на предмет последующих инициатив по возведению памятников… В водопроводной комиссии шесть лет работали уважаемые в свое время чиновники и предприниматели – их имена и фамилии хорошо знают и современные исследователи челябинской истории: Покровский Владимир Корнильевич, Семеин Василий Андреевич, Меньшиков Алексей Александрович, Теплоухов Константин Николаевич, Холодов Андрей Петрович, Колокольников Владимир Иванович, Колбин Василий Михайлович, Пихтовников Николай Никитьевич, Дядин Михаил Иванович, Кузнецов Иван Петрович, Фотеев Иван Евсигнеевич, Туркин Петр Филиппович, Шпагин Степан Андреевич, Комольцев Павел Васильевич, Пентегов Аркадий Андреевич, Кузнецов Владимир Иванович, Попов Рафаил Григорьевич, Протасов Василий Александрович, Чистозвонов Борис Владимирович, Крашенинников Михаил Николаевич, Федоров Аркадий Андреевич.

image

А заварил всю эту «водную» историю доктор Бейвель. Француз по происхождению, родившийся на Украине. Выпускник Казанского университета. Врач по профессии, практиковавший даже в то время, когда был градоначальником. Уралец по распределению и последующей жизни и работе. Подданный Французской Республики и Российской Империи. Граждании РСФСР. Подвижник и просветитель, которому в городе, где он столько сделал для прихода достижений цивилизации и культуры, нет памятника, есть лишь две мемориальных доски – на здании 1-ой горбольницы и кинотеатра «Знамя».

Да и нужен ли памятник?! Ну, вообще-то – да, чтобы еще через век наши местные «незнайки» не поставили в городе бюст Чубайса, как «пособника электрификации Челябинска»…

Челябинск, Екатерина Истрицкая

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Россия,