AMP18+

Челябинск

/

«Человеки труда» на «Территории» отчуждения, или как использовать бескорыстных романтиков в корыстных целях Авторская колонка Марины Краенко

В кинотеатрах России продолжается премьерный показ фильма «Территория».

Как передает NDNews.ru, за первую неделю проката лента умудрилась собрать 34 миллиона рублей и войти в тройку лидеров 7-дневнки по кассовым сборам. Правда, результат первого в этой тройке более чем в 10 раз превзошел кассу «Территории», да и среди российских новинок она занимает лишь 11 место по сборам первой прокатной недели, но это уже мелочи. Важнее другое: чтобы «отбить» вложенные 14 миллионов $, фильм должен собирать по 34 миллиона рублей в течение еще 11,5 недель, что совершенно невозможно – уже первые рецензии наметили тенденцию: ленту с ее сюжетом и посылом удержать в прокате столь длительный срок не удастся. Тем более, что «Территории» существенно подпортили репутацию, подняв ее на знамена пропаганды. Вот этому пропагандистскому финту – использованию бескорыстных романтиков в корыстных целях и посвящена авторская колонка культуролога Марины Краенко:

«Пафосный многовидовой почин, рожденный из потребностей олигархов в рабсиле, до поры до времени меня больше веселил, нежели раздражал, ибо не сомневалась: молодежь, двадцать лет питаемую «Домом-2» и прочими кушаньями общества потребления на фоне всепоглощающего гламура, «соблазнить» металлургическими вачегами невозможно, какие бы силы эту идею не направляли и не продавливали. Да и родители этой поросли, даже если сами «рабочая косточка», ни за какие коврижки не хотят (при наличии у них хоть капли любви и заботы о собственных чадах), чтобы дети повторили их судьбу – десятилетиями крутиться винтиками в механизме отечественных корпораций, высасывающих все силы и здоровье из работяг и даже среднего производственного звена за сущие копейки в атмосфере, к тому же, крайней экологической запущенности…

Вот стать менеджерами тех же корпораций с зарплатой минимум на порядок выше, чем у пролетариев – это другое дело! А еще лучше – пробиться в госслужащие со всеми положенными чинушам «нештяками» или юристы – любого ведомства! На худой конец, «выйти в чистые люди» с другой стороны – стать интеллигенцией, хоть технической, хоть художественной, хоть академической…

Но теперь, когда не столько как знамя, сколько как идеологический кнут, загоняющий новое поколение в «человеки труда» стали использовать идеалы шестидесятников, я просто возмущена. Не скажу, что взгляды шестидесятников – ленинцев и антисталинцев – мне близки и понятны, но не отдать должное их романтической преданности своей профессии – как миссии – и культу дружбы и свободы , пусть и в рамках социалистической системы со всеми вытекающими отсюда противоречиями и разочарованиями, тоже не могу. Эти люди были сложным, но аутентичным продуктом своего времени. И многие из них немало сделали для становления своей профессиональной сферы, и в конечном итоге, для развития своей страны. Это были честные и немного наивные люди, для которых «оттепель» стала надеждой на нечто человечное и светлое, а последовавшие за ней застой и начетничество с хамством и двоемыслием – личной трагедией.

Собственно к чему это я так длинно рассуждаю? А к тому, что новая «заказная» кинематография (в данном случае – движения, призванного отвадить школьников от поступления в вузы и привести в ПТУ – то есть в тех самых «человеков труда», коих вновь по советской кальке призвали «славить» деятелей всех искусств, в том числе, и до сих пор «важнейшего» для масс ), прежде, чем рассказать о новизне этики своего проекта, поражает воображение потенциальных зрителей сроками съемок и бюджетом «фильмы». А если конкретнее – о том, что в своем стремлении «успеть» влиться в пропагандистский мейнстрим, киношники и прочие худсилы не гнушаются использовать светлые имена и идеалы людей, действительно веривших, что лучший способ прожить жизнь – это посвятить ее служению избранному делу. Не за деньги и не за карьерные перспективы – успеха, славы и прочей дребедени, а за удовольствие от реальных результатов своего высококлассного, часто подвижнического, труда.

Еще конкретнее – о том, как в модную струю вписали имя абсолютно немодного человека, содрогнувшегося бы от использования своего произведения в узкоагитационных целях, – геолога, путешественника, литератора Олега Куваева, чья « Территория» стала в 1974-м году катехизисом для людей сходных с ним интересов и принципов – бородатых бродяг (но бородатых и бродяг «профессионально», а не по прихоти стилистов) – исследователей, первопроходцев, «отягощенных», к тому же, знаниями, мечтами, стремлениями. А еще волей и трудолюбием, ибо многие их мечты воплотились в открытия.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

«Территория», представленная недавно зрителю в рамках фестиваля про человека труда, чьи рукавицы, по причудливому выверту организаторов, стали «золотыми» – мечта царя Мидаса, но вряд ли сгодятся шлифовщику или автослесарю – классический вариант современной заказухи – «каждый доллар» на экране, съемки Чукотки (этот полуостров – единственное , что со времен Куваева абсолютно не изменилось) – хоть каналам «Дискавери» предоставь – не стыдно, а души произведения нет и в помине. Потому что нельзя реалии другого – подвижнического и нерыночного – времени сделать ценностью общества потребления, что создавали наши госменеджеры последние 20 лет. Хуже или лучше наше время – вопрос небесспорный, но могу сказать точно: первый фильм «Территория» с Банионисом и Герасимовым геологи – сверстники Куваева посмотрят хотя бы из ностальгических настроений, а этот – никто не досмотрит, и уж точно молодежь осваивать новые земли он не сподвигнет. Почему? Да потому, что не удалось (да и хотели ли?) авторам «кина» сохранить мистическую – для тех , кто « в теме» – силу текста Куваева. Оговорюсь: я не поклонник прозы Олега Михайловича, его проза кажется мне лиричной и образной лишь тогда, когда он описывает камни, но его увлеченность и влюбленность в Север, позволила «открыть» Чукотку как особый мир, новую землю.

Донатас Банионис в роли Чинкова

Куваев жил в эпоху, когда СССР осваивал территории – человек пришел за полярный круг за полезными ископаемыми, за новыми землями для жилья и принес с собой цивилизацию. По тундре, которая видела только чукчей на собачьих упряжках да оленей, поползли тракторы, в небе появились самолеты и вертолеты.

Первыми покорителями Арктики и Чукотки стали геологи. Приход Олега Куваева в эту профессию совпал с открытием на Чукотке золота. Хотя сам ОМ золота не искал, но именно его повести и романы увековечили эту эпоху. Не зря на Западе Куваева называли «русским Джеком Лондоном».

Территория, описанная Куваевым, – это Шамбала советского человека семидесятых годов, земля, свободная от бесконечной лжи и подлости трусливой и пакостливой власти, от удушливой атмосферы всенародного безразличия и бессовестности. «Это страна мужчин, бородатых «по делу», а не велением моды, страна унтов, меховых костюмов, пург, собачьих упряжек, морозов, бешеных заработков, героизма – олицетворение жизни, которой вы, вполне вероятно, хотели бы жить, если бы не заела проклятая обыденка. Во всяком случае, вы мечтали об этом в юност»". Это из Куваевского «Примечания к маршруту» – из самого начала книги. Далее из того же «Примечания»: «Там вы постоянно будете чувствовать, что нечто главное идет мимо вас, и оно не умещается ни в рассказы старожилов, ни в кадры слайдов, ни в записные книжки. Возможно, это главное заключается в узкой полоске ослепительно лимонного цвета, которая отделяет хмурое небо от горизонта в закатный час. У вас вдруг сожмет сердце, и вы подумаете без всякой причины, что до сих пор жили не так, как надо. Шли на компромиссы, когда надо было проявить твердость характера, в погоне за мелкими удобствами теряли главную цель, и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего. Ибо служебное положение, оклад, квартира в удобном районе, мебель, цветной телевизор, круг приятных знакомых, возможность ежегодно бывать на курорте, даже машина и гараж рядом с домом – все это исчезнет для вас и не останется никому, либо останется на короткое время. Во всяком случае, бессмертная душа ваша, неповторимое и единственное ваше бытие тут не при чем. Что-то вы упустили».

Конечно, исследователи и путешественники со времен переформатирования нашего государства не вывелись как каста, но даже они стали другими. Изменилось время. Изменилось манера рассказа. Проза Куваева уже не так популярна и в этой среде. Но для построения новых идеологем на старой закваске она не годится тем более. Масштаб личности его героев совершенно иной. По сравнению с ними, увы, нынешние романные герои успешных писателей – золотушная мелочь. Да и во всей отечественной литературе немного персонажей, сравнимых по масштабу с Куваевским Ильей Николаевичем Чинковым – главным инженером Управления. Современным романным героям со всеми их «великими» проблемами и размышлениями о жизни хватило бы места на Чинсковской ладони… Да и вся современная литературная love с ее «нереальной психологической глубиной» легко уместится в десять минут жизни Куваевского Баклакова…

У Куваева и сама цель творчества была иной – «важно писать… так хорошо, чтобы в любом обывателе разбудить дремлющую в нем душу кочевника».

Куваев разбудил души тысяч своих сверстников, ставших геологами, путешественниками – экстремальными и прочими. Банионис и Герасимов сделали его героев живыми и впечатляющими.

Чинков и Баклаков в 1978 году

Нынешний фильм способен лишь усыпить зрителя… Возможно потому, что создатели не слишком и сами верят в куваевские истины (в его книгах ведь привлекает не только колорит и экзотика, но и наивная сердечная искренность) – простые, но близкие каждому, рассказанные почти походя, но ставшие провидческими. А, может быть, потому, что цель киношники воплощали, выбрав «не того» автора в компаньоны.

Ведь Куваев знал, чего хотел. В его очерке, который до сих пор считается одним из самых лучших произведений об альпинизме «Устремляясь в гибельные выси», Куваев писал о погибшем альпинисте Михаиле Хергиани: «…я думаю, жить надо так, чтобы люди держали память о тебе бережно, как держат в ладонях трепетную живую птицу». Эти слова – и о самом Куваеве.

Его жизнь была построена на мечте – не бесплотной и аморфной, а конкретной, позволяющее превратить жизнь в трудовой путь к этой мечте. Он сам признавался, что был счастлив – бродил по свету, держал в руках полулегендарную розовую чайку – о ней сложены легенды у моряков и путешественников, узнал, что «Серебряная гора», в существование которой он верил на Чукотке, – фактически существует. Олег Михайлович верил, что наука и неравнодушие человека к своей родной планете способно изменить мир к лучшему.

Куваев не успел нажить лавров в литературе, а книги его подзабыли еще и потому, что, когда наступили смутные девяностые, – геология оказалась никому не нужна. Во времена ОМ никто и подумать не мог, что единственными «востребованными» ископаемыми станут нефть и газ. Что владение ими станет монополией компаний, а недра будут не осваиваться по-хозяйски, а хищнически вырабатываться.

И все-таки здорово, что не удается нынешним карьеристам получить дивиденды с куваевской философии – очень правильной, на мой взгляд, и столь же плохо поддающейся нивелировке, как и любимая им Чукотка – мало изменившаяся не только с той поры, как ее узнал и полюбил Олег Куваев, но вообще почти не изменившаяся за последнее тысячелетие. Ну, а странники были и будут всегда, и они найдут свою дорогу на Территорию.

И как эпилог моих неровных, но, право, честных мыслей о времени и давно умершем литераторе «по поводу» – несколько фрагментов из «Великосветской анкеты» Олега Куваева, « заполненной» по просьбе одного из друзей незадолго до смерти:

«О чем «Территория»? Внешне – это история открытия золотоносной провинции. Но сие – сугубо внешне. С равным успехом можно было писать о каменном угле, участке леса для разработки и т. д. Внутреннее же – это история о людях, для которых работа стала религией. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: кодексом порядочности, жестокостью, максимализмом и божьим светом в душе. В принципе, каждый уважающий себя геолог относится к своей профессии как к символу веры. Производственных романов много. Отличие моего, что герои его веруют ещё и в свой образ жизни как единственно правильный. Таким образом, Арктика, работа и личная жизнь образуют некий единый компот, в котором невозможно выделить составные части…

Я всегда верил в то, что для каждого индивидуального человека есть его работа и есть его географическая точка для жизни. Человек, который из каких-то престижных или корыстных интересов занят нелюбимой работой, обкрадывает себя ровно на половину жизни. Точно так же и с тем местом, где человек живёт.

Здесь никогда не поздно начать сначала. Мещанский конформизм, который проникает в нашу жизнь, – страшная сила. Я знаю многих людей с великолепными и любимыми специальностями, которые работают клерками в каких-то конторах, лишь бы не уезжать из Москвы. Это было бы можно понять, если бы они любили именно этот город. Они его не любят, но престижно жить в центре. Вторая болезнь всё того же мещанского конформизма – болезнь накопительства и приобретательства. Сейчас она со скоростью эпидемии распространяется на Севере. Она при жизни делает человека глухим, слепым и мёртвым ко всему, кроме мечты о собственных «Жигулях» и какой-то даче. Вот будет «это», и всё будет хорошо. А это ложь. Хорошо уже не будет, так как человек отравлен. В поисках смысла своей работы и своей точки жизни человек не должен бояться затрат ни моральных, ни материальных. Жизнь не на своём месте и не в своей роли – одна из худших бед, на которые мы обрекаем сами себя. Почему-то человек мало об этом задумывается, но весьма прислушивается к так называемому «мнению». Получается сплошь и рядом система ложных ценностей, в которых нет главного – идеи и смысла его индивидуальной жизни. В каждом есть безусловный, но не обнаруженный талант. Когда он обнаружен, человек делает дело и может заявить: «Вот я сделал, и пусть кто-либо попробует лучше». А вместо этого: «Вот те то купили, эти достали, тот имеет, того переместили наверх». Если же в человеке возникает червь сомнения, не надо его давить. Никогда не поздно начать сначала... Заканчиваю... Но если будешь писать, можешь всё истолковывать, как угодно. Я написал тебе ответы честно. А надо бы хлёстко, да нет желания».

Москва, Марина Краенко

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Челябинск, Урал, Центр России, Авторская колонка, Видеорепортаж, Культура, Общество, Политика, Россия,