AMP18+

Челябинск

/

«Вам же ничего не интересно» Представители челябинских театров упрекнули министерство культуры в равнодушии к новой драме

В челябинских театрах жаждут ставить современную драматургию, но мешают неподготовленные зрители, отсутствие режиссеров, противодействие руководства и равнодушие министерства культуры.

Как передает корреспондент NDNews.ru, представители театрального сообщества обсудили процессы, происходящие в жизни российских и челябинских театров, на публичной дискуссии «Современная драма – современный театр – встреча неизбежна?».

Накануне в рамках фестиваля «Диалоги на сцене» совместными усилиями русских и немецких актеров и режиссеров на сцене Камерного театра прошла премьера спектакля по пьесе современного швейцарского драматурга Игоря Бауэршимы «Norway.Today».

Режиссер постановки, гражданин Германии Юрий Диц рассказал о том, что в немецкоязычных странах Европы современная драматургия очень поддерживается: театры и издательства постоянно ищут новых хороших авторов, проходит масса форумов и фестивалей, лучшим оказывают, в том числе и финансовую поддержку.

В нашей стране и Челябинске ситуация менее радужная.

Все участники круглого стола в один голос утверждали, что современный театр не мыслим без современной драмы, она необходима и нужна, но на практике возникает множество проблем.

Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова подняла проблему страха. «Взгляд на сегодняшнюю реальность у нас излишне мифологизирован, отделен от жизни, и, порой честный, бескомпромиссный взгляд на действительность вызывает у деятелей театра страх. Сегодня смотреть прямым взглядом и честно пытаться озвучивать проблематику сегодняшнего времени и человека, сложно», – отметила Мащанинова, вспомнив московский Театр.doc, с которым власти ведут почти откровенную борьбу.

Режиссер Камерного театра Олег Хапов отметил, что официальной цензуры нет: «Ведь никто художнику не звонит и не говорит: ставь это или то». Тем не менее, большинство участников дискуссии заявили, что цензуры нет лишь формально, а тенденция к усилению контроля со стороны разных органов есть. Например, актриса театра драмы Татьяна Каменева отметила, что были разговоры по поводу спектакля «Камень» по пьесе современного немецкого драматурга. Зрители (и не только) упрекали постановку в том, что герои там «фашисты».

«Страшнее другое – самоцензура, она в башке у нас», – отметила Виктория Мещанинова.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

По словам заведующей литературной частью Камерного театра Ирины Камоцкой, на смену цензуре пришли ограничители другого характера – зрители. Театру на 200 мест проще обратиться к современной драматургии, чем учреждению культуры на 800 мест.

Заполнить большой зал на острую сложную постановку, требующую душевной работы весьма сложно. Кроме того, у театров есть план по наполняемости залов, спускаемых министерством культуры. Если план выполнен – театр хороший, нет – плохой. Но качество спектакля от наполняемости залов никак не зависит.

По словам актера Молодежного театра Бориса Черева, сегодня театральные менеджеры совершают большую ошибку: «По статистике театральный зритель – 7%, в лучшем случае 10% населения, мы же ориентируемся на 90% и таким образом теряем эти 7%-10%. Они приходят, смотрят и говорят: «Нет, сюда я больше не ходун». И сваливают отсюда».

Напомним, в Молодежном театре в текущем году актеры по собственной инициативе организовали серию читок новой драмы. Не смотря на то, что читки имели бешеный успех,

Борис Черев считает, что на практике современная драматургия не нужна никому: ни директорам, ни художественным руководителям, ни зрителям. Примечательно, что в анонсе публичной дискуссии было заявлено участие руководства челябинских театров. Но кроме директора и главного режиссера Камерного, на чьей площадке и проводилось мероприятие, никто не пришел.

Правда, позже выяснилось, что зрителей, кому интересна новая драма, немало. Об этом свидетельствует и читки в Молодежном и, например, спектакль «Прекрасное далеко» в театре драмы, который хотели снять, но не снимают из-за того что в зале на 800 мест на постановке всегда аншлаг.

Черев поднял еще одну проблему: зачастую театры не способны прочесть пьесу и адекватно воплотить ее на сцене. «Вот есть пьеса великолепная, замечательная, гениальная, которая приносит какую-то правду, а потом я прихожу, сажусь в зрительный зал и я этой правды близко не вижу», – посетовал Черев.

Актриса театра драмы Марина Аничкова отметила, что сегодня в большинстве театров России нет руководителей, кроме финансовых, но финансисты мало что в театре понимают. «На мой взгляд, еще не выросло это поколение либо выросло, но он где-то там, они не хотят ехать в Челябинск вспахивать целину», – отметила артистка.

Представитель министерства культуры области – ведомства, которому и подчиняются большинство челябинских театров – Антон Токарев попытался выяснить, в какой форме театры хотели бы видеть организацию работы с новой драмой: нужна ли какая-то институализированная площадка или предпочтительнее существующая система, когда каждый театр пробует что-то самостоятельно. Отметим, до сих пор практически никакой поддержки министерство культуры театрам, пробующим вырваться за рамки привычного, не оказывало.

Более того, по словам представителей театров, сотрудники минкульта не желают идти на диалог с театрами, им вообще ничего не интересно, они даже не ходят на премьеры и не бывают на редких театральных фестивалях в Челябинске. «Вам же ничего не интересно, а если что-то живое возникает так надо внести свой разрушительный, порой, невежественный комментарий», – подчеркнула главный режиссер Камерного. Досталось и лично Токареву. «Я помню некоего молодого человека, радикального до предела, который был крайне не доволен состоянием дел в челябинских театрах, отсутствием современного, острого, интересного взгляда на жизнь каких-то движений, течений в театре и так далее. Я даже помню несколько цензурированные, на мой взгляд, статьи на листах А-4 в программе «Камераты». И потом я смотрю, этот человек – он уходит куда-то туда. Думаю: «Ооо, ну наконец-то там повеет». Что ж такое-то, а, Антон Николаевич?», – задался риторическим вопросом Борис Черев.

Вспомнили про режиссера Евгения Ланцова, в 2011 году организовавшего в южноуральской столице Центр современной драматургии. «Приехал бесхозный, безработный, затеял проект, он прошел лбом все кабинеты и нигде не находил поддержки», – отметила Мещанинова.

Представители театральной общественности в один голос отказались от институализированной площадки, побоявшись, что власти все только испортят, зарегулировав «живую мысль». По мнению участников дискуссии, лучше всего, если министерство культуры для начала будет оказывать, хотя бы информационную и «человеческую» поддержку. Еще лучше, если выделит под современную драму небольшое финансирование, например, учредит грант. На эти средства театры смогут платить хотя бы авторские драматургам.

Представитель министерства культуры, внимательно выслушал предложения, но ничего не ответил участникам публичной дискуссии.

Челябинск, Юлия Малецкая

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Культура, Общество, Россия,