Русское лето и английские «гадости». Часть 1 «Будь готов!» Авторская колонка Макса Орловцева
Историк Макс Орловцев проанализировал для читателей NDNews.ru свеженькие инициативы российских политиков. Сегодня речь пойдет о патриотическом воспитании:
«Ах, летняя пора! Казалось бы, на второй неделе вожделенного сезона, хоть и погода иногда к этому не располагает, а в учебных заведениях все еще идут экзамены, все же на некоторое время можно позабыть о нравственно-выдержанном сопромате, перспективе православных интегралов и подумать, наконец, о летнем досуге – детском и взрослом. Ан нет, патриотическая и нравственно ориентированная общественность не дремлет и тут.
Российское военно-историческое общество (РВИО) объявило об открытии целой сети временных детских военно-патриотических лагерей и о перспективе создания в следующем, 2016 году, стационарного лагеря такого типа, рассчитанного, как минимум, на 5 тысяч «отдыхающих», в Крыму, для чего будет восстановлена одна из бывших заброшенных «пионерских республик» полуострова. Предполагается, что дети в этих патрио-лагерях будут изучать историю российской государственности и вооруженных сил, традиции воинской этики, пройдут общефизическую, тактическую, огневую, строевую и медицинскую подготовку.
Подобная организация детского отдыха, как считает глава РВИО и по совместительству российский министр культуры Мединский, «положительно скажется и на физическом, и на нравственном состоянии ребенка: он стремится быть похожим на героев военной истории нашего Отечества». Самое забавное, что, будучи выходцем из семьи военных и апологетом военно-патриотического воспитания, сам Владимир Ростиславович не только не пошел по стопам отца-полковника, но и вовсе не служил в армии. Впрочем, это обстоятельство, а равно и отсутствие профессиональной исторической подготовки, не мешают ему руководить Российским Военно-историческим Обществом, взявшим на себя гласную и негласную роль оплота патриотического просветительства.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
В полезности патрио-лагерей с военно-историческим уклоном уверен и г-н Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования. «У нас раньше в стране лагерь не считался местом отдыха. Это было воспитательное учреждение, где люди не бездельничали, а были включены в какую-то активную работу. Психологическая готовность людей к выполнению какой-либо деятельности достигается именно в лагере, а не в доме отдыха. Кроме того, исторический лагерь является мощным средством дополнительного образования, он важен и в плане усвоения социально-исторического опыта». Даже и не знаю, в какой такой стране и в каком именно детском учреждении господин Сергеев в каникулярное время столь мощно приобщался к «дополнительному образованию». Я лично из своего пионерлагерного опыта, в том числе и полноценной смены в одном небезызвестном крымском всесоюзном лагере, такого не припомню. Линейки, горны-барабаны, соревнования, купания, походы, дежурство по столовке, страшилки на ночь и проказы с зубной пастой – да. Учеба? Летом? – увольте. Каникулы на то и каникулы, чтобы отдохнуть от «учебного процесса», оздоровиться, нагуляться вволю.
К тому же, могу представить, какого рода краткий курс истории там будут впихивать в детско-подростковые умы, что и в учебное-то время к сему предмету плохо восприимчивы, а уж летом и подавно. Соберут деточек у костра и вместо ритуального пения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и «Акинаком рубану по античной роже!» – ну вслух читать и пересказывать творения выдающегося «историка» Мединского. Как только осилят Мединского, возьмутся за Никонова и Старикова и других. Ведь в таком ключе – исторических и конспирологических анекдотов в сопровождаемых сквозной просветительско-нравоучительной идеи, изложенной понятным для «ширнармасс» языком – ныне работает не один Мединский, а целая когорта придворных «историков», почти никто из которых не имеет профильного исторического образования, как и руководство двух «главных» исторических обществ – РИО и РВИО.
Да и зачем она, чисто историческая подготовка-то – для создания образцов дистиллированной триумфологии она без надобности, а вместо экспертного мнения достаточно заключения таких патриотических авторитетов как филолог Мясников, неистовая г-жа Яровая и о.Тихон (Шевкунов). Напитавшись историческими знаниями под печеную картошечку, ночью племя младое будет видеть патриотические сны, а не мазать друг друга пастой или зеленкой, утром же – бодро совершать марш-броски по пересеченной местности…
А теперь без иронии. Уже нынешним летом в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Приволжском, Южном и Крымском федеральных округах РВИО открывает восемь молодежных военно-патриотических лагерей, посвященые юбилею Победы, каждый из которых будет иметь «профильную» направленность – историко-культурное наследие, казачество, спецназ и т.д. Нравится кому-то спартанская походно-военная жизнь, строевая подготовка и основы рукопашного боя – это их право и выбор. Навыки, в конце концов, полезные – и к лишениям приспособиться, и за себя в случае чего постоять. Но среди видов деятельности, коими планируется занять подростков, есть и такие, что требуют более осторожного отношения. Так, сообщается: в военно-историческом лагере «Волховский фронт», что будет работать с 10 по 25 августа в Кировском районе Ленинградской области, побывают около 700 детей и во время смены они совместно со специалистами будут проводить поисковые работы по розыску останков советских воинов, не захороненных в годы войны. Последние почести безызвестным погибшим в Великой Отечественной – дело безусловно, достойное, и работы там непочатый край. Может быть, я ошибаюсь, но все же считаю, что раскопками стихийных захоронений на местах боев и сбором останков должны заниматься люди взрослые или хотя бы совершеннолетние с более-менее устойчивой психикой, а еще лучше – со специальной подготовкой.
Прошу понять правильно – речь не о пейнтболе, полосе препятствий или хождении строем в «камуфле» под лихую казачью песню. Низкий поклон поисковикам за их благородную работу, но, товарищи родители, вы готовы к тому, что ваши дети-подростки будут извлекать из земли и сортировать искалеченные человеческие кости и пробитые пулями и осколками черепа? Уверены, что ваши чада способны на такую работу и готовы к ней эмоционально и психологически? Не кажется ли вам, что для нежного возраста достаточно участия в церемонии перезахоронения, а не в самих раскопках? Это ведь не пластиковые или гипсовые муляжи из школьного кабинета биологии, а занятие из категории 18+. В моей частично археологической юности школьникам в экспедициях доверяли работать только на поселениях или отвалах, к могильникам же – будь то курганы полуторатысячелетней давности или чумные погосты XVII–XVIII веков – их старались особо не подпускать. Помимо всего прочего, мы работали не на бывшей линии фронта, где 70 лет назад шли страшные бои и до сих пор в земле полно боеприпасов. Короче говоря, эта сторона приобщения детей к патриотизму нуждается в очень тщательном обдумывании и проработке.
В остальном, конечно, традиция военно-патриотических лагерей для юношества похвальна, хотя – и это стоит подчеркнуть особо – ее сторонники как-то уж слишком старательно опускают факт ее нероссийского и даже несоветского происхождения. Почему бы российским патриотам не сказать публичное спасибо британскому генералу сэру Роберту Бэйден-Пауэллу, что в начале XX века придумал скаутское, или «разведческое» (от англ. scout – разведчик) движение? Национальная гордость великороссов не позволяет?
А ведь именно Бэйден-Пауэлл, герой колониальных войн и автор учебника по военной разведке, основательно изучив системы воспитания времен Древней Греции и Спарты, старой Британии, Индии и современных ему воспитательных систем, разработал все те базовые принципы, коими поныне пользуются все молодежные патриотические организации мира, провозглашающие своей целью физическое, духовное и умственное развитие молодежи, чтобы дать ей возможность занять конструктивное место в обществе. Эти принципы быстро нашли сторонников в том числе, и в Российской Империи, где скаутинг прижился не без прямого покровительства царской семьи, как известно, питавшей слабость ко всему английскому, и в СССР, где в несколько измененном и заидеологизированном виде он воплотился в пионерской организации.
Cформулированный Би-Пи так называемый «скаутский метод», акцентирующий осознание своего долга перед Богом, гражданским обществом и самим собой, предусматривающий личностный рост, цикловые игры, деятельность на природе, неформальное образование, «обучение через дело» (теория через практику), микрогруппы, звания и должности, курсы полезных навыков, оказался настолько универсальным, что ничего кардинально нового за более чем сто лет изобретено не было. Разве что менялась униформа скаутов – «разведчиков» и политико-идеологические рамки придуманного старым генералом лозунга «Будь готов!» (Be Prepared!) – умереть за Отечество, к борьбе за дело коммунистической партии и т.д. В исходном варианте, кстати, полная версия слогана акцентировала именно чистый патриотизм: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что, когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет!»
Возможно, консерватор-генерал Би-Пи и не заслуживает памятника – особенно в Крыму, учитывая российские сложности с Англией во время Крымской войны. Но раз уж мы говорим об истории, то знать нужно и историю методов патриотического воспитания. Особенно, если они были изобретены геополитическими врагами. Уж это должны понимать все мало-мальски квалифицированные конспирологи».
Вторую часть авторской колонки Макса Орловцева «Русское лето и английские «гадости» – целомудренно-пляжную – читайте на сайте NDNews.ru 11 июня.
Москва, Макс Орловцев
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, РИА «Новый День»