Федот, да не тот… К визиту на Южный Урал Михаила Лермонтова и «неприезду» Владимира Ильича…
В Челябинске состоялась церемония вручения Южно-Уральской литературной премии. Лауреатов поздравлял Михаил Юрьевич Лермонтов. Разумеется, не тот. И даже не поэт. Данному любопытному явлению современности посвящена авторская колонка культуролога Марины Краенко. «Свершилось!!! Глава «клана Лермонтовых», «прямой потомок великого поэта и его полный тезка» вывел на «мировую орбиту» южноуральскую литературную премию безумного общественного движения, организованного комсомольцем – металлургом Петром Суминым и его клевретами в период «отлучения» от местной власти с единственной целью – бразды южноуральского правления у тогдашнего главы региона Вадима Соловьева отобрать. Что «возрожденцам» со временем и удалось, правда, жить старичкам – приверженцам всего советского (и Петра Сумина, в частности) – членам ОПД «За возрождение Урала» лучше от этого не стало. Стало хуже…
Тем не менее, переродившееся (или выродившееся?!) за прошедшие 20 лет ЗВУ, по- прежнему, процветает, став своеобразным трамплином для многих «проходимцев во власть» – исполнительную, законодательную, и плодя кучу всевозможных трэшей – в зависимости от политических и социальных трендов.
«Литературным стимулированием» (я не утрирую: литпремия ЗВУ – смотрите соответствующее положение ОПД – одним из пунктов призвана именно «стимулировать» (и весьма прозаическим образом – рублем) духовные искания пишущей братии) это общественно- политическое движение занимается чуть не с первых шагов своего основания. Одним из первых «шедевров», что увидело свет благодаря финподпорке ЗВУ, стало «бессмертное» творение некоего полуполковника в отставке Бордокина о красавице и патриотке, труженице, а также верной супруге какого-то дико засекреченного военнослужащего, Василисе – Василине (автор или редактор на протяжении всего повествования путались в архаике имени главной героини). Задыхаясь от смеха, помню, мы цитировали «перлы» этого выдающегося графомана. Абсолютным хитом долгое время были: «Под ногами – синие глаза васильков» и « Василина бросила тяжелую пшеничную косу на свою белую, пышную, давно не целованную грудь»…
С тех пор, в плане экспертной оценки литературных трудов, «стимулируемых» ОПД, мало что изменилось, даже амбиции очередного (на этот раз, Рыжего) руководителя движения, что тоже планирует за счет ЗВУ совершить карьерный рывок во власть – прежние со времен Сумина, Саломаткина, Косилова, Буравлева и прочих баобабов из невеселого политического прошлого региона конца XX – начала XXI века…
Но масштаб литпремии ЗВУ, что присуждается – ах, какой срок, – аж четыре года – теперича задумано сделать вселенским.
Оставлю за кадром комментарии по поводу смехотворного положения о премии и заявленных номинациях, состава жюри (да и какой приличный литератор согласится стать председателем столь местечковой и откровенно конъюнктурной политмоменту премии по искусству?!), а также о прежних и свежеиспеченных лауреатах и номинантах на южноуральскую «букеровскую» и «гонкуровскую» с «нобелевской» в одном флаконе: кто-то жаждет признания или хотя бы прочтения своих произведений, кто-то нуждается в поддержке, в том числе, и финансовой…
Поговорим о другом.
О масштабах цинизма, что под соусом «духовных скреп» помогает карабкаться наверх местным деятелям от бизнеса и политики и удовлетворять коммерческие аппетиты московских «крутышек».
Повторяемая как мантра фраза «прямой потомок Лермонтова и его полный тезка и потомок Льва Толстого поддержали южноуральскую литературную премию» на самом- то деле, по мысли организаторов этого литературного «пира духа», должна была продемонстрировать нечто вроде: «Лермонтов и Толстой поддержали Дениса Рыжего», а Денис Рыжий своим кураторам подал бы знак: значит и вас тоже , а организовал всё это Я!
Но, увы, и Михаил Юрьевич, и неявившийся Владимир Ильич (в данном случае, Толстой) – персонажи, мягко говоря, «из другой оперы». И арбитрами и даже свадебными генералами на церемонии вручения литпремий быть, по историческому и литературному счету, не могут.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Нам ведь до конца не открыли большую генеалогическую тайну, что «прямой потомок Лермонтова» – несколько «кривоват», ибо в реальности – потомок кузена поэта, о чем впрочем, догадаться несложно: романтик- офицер, погибший в 26 лет, был бездетным холостяком…
Не поведали нам организаторы и о том, что полный тезка МЮЛ, закончивший МВТУ им. Баумана и аспирантуру ВНИИ НМ им. Бочвара, – инженер-технолог по образованию, большая часть карьеры которого – 30 лет – связана с предприятиями отечественного машиностроения и энергетики и организациями системы Минатома… Президентом же ассоциации «Лермонтовское наследие» он стал в смутные 90-е, когда имя – совпадение с гением-предком помогло в получении разнообразных преференций и дивидендов.
А нынешнее членство Лермонтова-2 в Общественной палате РФ известно не столько по банальным «культурным» трюизмам, что он щедро в манере Остапа Бендера, расточает по регионам России (так, приехав в Омск, Михаил Юрьевич II заявил, что Омская область «должна стать культурной столицей Сибири», а, едва появившись в Челябинске, обозначил город «культурной столицей Южного Урала»), сколько «благодаря» озвученной год назад инициативе – закупать для банкетов чиновников РФ и других протокольных мероприятий отечественную продукцию и отказаться от напитков, в том числе, и алкогольных, зарубежного производства. Дословно это архипатриотичное предложение звучало так: «Сейчас закупающие не обременены никакими обязательствами, в том числе и нравственными, и продолжают пить французскую минеральную воду на мероприятиях, которые проводятся за счет российского бюджета. А нужно, чтобы власти принимали решения в национальных интересах, а не в интересах компаний, предлагающих им дорогие напитки»… И далее Михаил Юрьевич Лермонтов – о, Боже! – на суконном русском языке отметил, что «чиновники вполне могут ограничиться и отечественными алкогольными напитками – например, водкой и крымскими винами».
По сравнению с чеканной и прозрачной прозой, тем более, поэзией предка, русский язык инженера Лермонтова, остепененного и в технических, и – не так давно – в культурологических науках, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Вот что он сказал на челябинской церемонии вручения литнаград: «Именно через литературу наша цивилизация передает молодым поколениям наследие, которого нет ни у одного народа в мире. Поэтому Южно-Уральская премия – это еще одно пространство формирования устойчивого воспроизводства ценностей». Да предок- поэт высек бы его за такую абракадабру, артикулированную хоть на русском, хоть на французском, хоть на немецком или английском языках – одинаково ценимых (как и литература этих стран !) подлинным Лермонтовым с его «странной любовью» к России – «стране рабов, стране господ», равнодушием к её «купленной кровью славе» и преданьям «темной старины». Горящие строчки настоящего МЮ – это вам не верноподданнические корявые заверения потомка его двоюродного брата: «С моей точки зрения документ «Основы государственной культурной политики», который Президент обещает подписать в конце года, должен стать смыслообразующим для России, системы образования, воспитания, культурной сферы. Он должен определить основные параметры и принципы формирования государственной культурной политики, высших ценностей и приоритетов». За эту «смыслообразующую» бессмыслицу Лермонтов современного МЮ тоже бы – уверена – по головке не погладил…
Впрочем, современный МЮЛ – из технарей, – скорее всего, лишь ушлый москвич в тренде (хоть и рожденный в Пятигорске), коему в получении финансов в столице приходится «конкурировать» с потомками Пушкина, Толстых и прочих известных кланов. А в регионе получить поддержку проще, и принимают с восторгом, как будто именно он, а не рожденный 200 лет назад поэт и офицер, написал «Бородино», «Мцыри», «Демона», «Героя нашего времени». Вот и появляются на страницах его, якобы, популярного альманаха «День поэзии. XXI век» литературные опыты региональных авторов, но это не только и не столько талантливые открытия, а именно творчество участников того или иного конкурса или премии, чьи организаторы профинансировали (и частенько это деньги из областных и городских бюджетов – наши с вами деньги) издание тематического номера журнала очередного «потомка»…
Теперь и южноуральские пииты «удостоятся чести» быть опубликованными в альманахе, учрежденном самим Лермонтовым. Лермонтовым, да не тем, как писали во времена его троюродного прадеда: Ѳедотъ, да не тотъ. Кстати, именно, такую фразу в ироничном ключе как-то использовал генерал (боевой, между прочим, заслуженный офицер) Сан Саныч Пушкин – прямой (тут уж прямее не бывает – старший сын) потомок гения – поэта в письме к сыну другого гения – Льва Толстого: мол, как это Вы еще, батенька, «бороду не отрастили?! Мне вот всякий указывает на необходимость бакенбардов: какой же ты, дескать, Пушкин, если без бакенбардов… я, конечно, не как Гришенька ( младший брат автора письма – прим. «НР»), что всякий раз переживает: «люди в меня вглядываются и, не находя сходства с гениальным отцом, разочаровываются: а я же самый обычный, заурядный человек – Федот, да не тот», но это бесконечное глупое сравнение с предком изрядно выводит из равновесия… Поэтому отрастил я и бакенбарды да и бороду в придачу… окружающих это успокаивает, а что я стихов не пишу – их не смущает».
Что же касается своевременных инициатив Лермонтова – не поэта: это сегодня он против французской минералки и за крымское винопитие, и за «смыслообразущие государственные параметры культуры». А назавтра – подует другой ветер, он тут же вспомнит, что именно в Средниково, где сейчас под его «чутким руководством» действует ООО «Национальный Лермонтовский центр» великий предок летом 1830-го года сочинил:
Ты мог быть лучшим королем, Ты не хотел. – Ты полагал Народ унизить под ярмом…
Я еще удивляюсь, что Лермонтов – 2 к столыпинскому движению (что как то заболевание у Высоцкого, «ширится, растет» в нашем регионе) не «приложил ручку»: ведь подмосковное имение Средниково, где он восстанавливает « духовные скрепы», не имеет никакого отношения к собственности Лермонтовых, зато связано со Столыпиными – Всеволожскими. Эту усадьбу в 1825-м приобрел Дмитрий Столыпин – брат бабули Лермонтова Елизаветы Столыпиной – Арсеньевой, а лет через 35 продал его богатому купцу как раз папа Столыпина – премьера… Так что по этой – географической – линии современный Лермонтов может в южноуральской провинции и столыпинскую дорожку застолбить…»
Челябинск, Марина Краенко
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, РИА «Новый День»