AMP18+

Челябинск

/

Кризис в Греции и тень Бисмарка – о роли фальсификации в мировой истории Авторская колонка Анны Павловой

13 июля 1870 года князь Отто фон Бисмарк – глава правительства и министр иностранных дел Пруссии, осуществил свою знаменитейшую фальсификацию, вошедшую в историю как «Эмская депеша». Бисмарк подкорректировал ответ прусского короля Наполеону III, требовавшему гарантий невмешательства немцев в испанские дела. Ничего особенно Бисмарк не сделал: просто убрал из текста ряд слов и оборотов. Но от этого депеша получила такой провокационный и унизительный характер, что через 6 дней французы объявили Пруссии войну. Последствия этой истории, а также о том, почему немецкие СМИ сегодня часто вспоминают «железного канцлера», в авторской колонке Анны Павловой:

«Франко-прусская война 1870-71 годов длилась недолго. Французы эту кампанию позорно проиграли, и поражение стало началом их длительной ненависти к соседу, забравшему французские Эльзас и Лотарингию, потребовавшему денежных выплат, да ещё провозгласившему своею немецкую империю в самом сердце Франции – в Версале. Действительно, победившая Пруссия, сломив сопротивление Франции, смогла присоединить к себе все немецкие земли (а также Эльзас-Лотарингию) и создала тем самым единую Германию, о чем и было объявлено в Зеркальном зале Версальского дворца. Так, появился Второй рейх, а, по сути, первое в истории единое немецкое государство: ведь до этого Германия была раздроблена и разделена на отдельные независимые друг от друга королевства, графства и города. Из-за чего ещё в начале XIX века современники шутили: «Германия? А где это?». Объединение немецких земель поистине носило исторический характер. Став единой, Германия активно включилась во внешнюю политику, без неё теперь невозможно было решить ни одного вопроса в Европе. Цель Бисмарка – объединение и превращение Германии в ведущую европейскую державу, была достигнута. За свою жёсткую политику и непреклонность, он получил прозвище «железного канцлера». Но на этом история не закончилась: немцам показалось мало, они захотели бОльшего.

В конце XIX века, когда «железный канцлер» доживал дни в своей должности, к власти пришёл новый император – Вильгельм II. Молодой и эксцентричный он решил, что внешней политики Германии не хватает динамизма, что ей тесно в Европе и завил о начале «мировой политики». Его целью было возвышение Германии до ранга мировой державы, равноправной с Британской империей. И вот старика Бисмарка сместили с поста и назначили нового рейхсканцлера, а в Рейхстаге на весь мир объявили: «Прошли те времена, когда немец уступал одному соседу сушу, другому – море, оставляя себе одно лишь небо, где господствует чистейшая теория. Мы не хотим находиться в чей-либо тени, мы требуем своего места под солнцем».

Но до тех пор, пока Великобритания оставалась «владычицей морей», Германия не могла рассчитывать на мировую гегемонию – необходимо было создать собственный мощный военно-морской флот. Его строительство и превратилось в стрежневой элемент немецкой внешней политики: «Мировая политика как цель, флот как инструмент», долженствующий обеспечить рейху завоевание новых земель, колоний. И буквально за два десятилетия немцы обзавелись мощнейшим флотом.

Ещё в 1880 году судоходство в Германии считалось незначительным и относилось ко второму классу. В военном же флоте были только небольшие, старые броненосцы, летом осуществлявшие манёвры, а зимой стоявшие в порту. Даже корабль кайзера Вильгельма II вызывал усмешки английских офицеров, когда тот заходил в Портсмут для починки протёкшего котла. А уже в 1914 году со штапелей гамбургской компании сходит океанский лайнер «Бисмарк» – самый большой в мире. Германия к этому времени уже обладала третьим по мощности флотом.

Безусловно, агрессивная внешняя политика, цель на мировую гегемонию и создание большого, современного флота не были причудой Вильгельма II, которого не без основания считают авантюристом, и правящих кругов Германии. Выдвижению на мировую сцену и созданию флота, Германию толкала энергично развивающаяся экономика. Когда все немецкие земли, благодаря Бисмарку, оказались объединены, это привело к бурному развитию промышленности, особенно новых отраслей: электротехнической, химической, машиностроительной, оптической. Всё это требовало новых рынков сбыта и мощного торгового флота.

В конечном итоге «мировые» амбиции и планы Вильгельма II привели страну к Первой мировой войне. В числе противников Германии оказались как ущемлённые ещё с 1870-х годов французы, так и обеспокоенные растущим морским и торговым могуществом немцев англичане и ещё огромное количество других европейских стран. Германия буквально оказалась во вражеском окружении.

Сегодня немецкая пресса вспоминает этот эпизод в связи с текущими событиями в Греции и позицией канцлера Германии Ангелы Меркель.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Напомним, греческий кризис обозначился через несколько лет после вступления этой страны в Евросоюз в 2001 году. В 2004 стало ясно, что греки при вхождении в ЕС предоставили неверные финансовые данные, далекие от истинных показателей. Страна имела значительные долги, продолжавшие расти. К 2010 году это переросло в системный кризис. Именно в это время греки получили первый пакет денежной помощи от ЕС, в котором бОльшая часть суммы была от немцев, в 2011 году был одобрен второй пакет помощи. Но положение в стране продолжало ухудшаться, на этом фоне выборы в парламент выиграла крайне левая партия, заявившая о необходимости расторжения договорённостей с кредиторами. Её лидер стал нынешним главой правительства и заявил о списании долговых обязательств Греции. Тогда Германия пригрозила исключением Греции из ЕС. Возникла так называемся проблема «Grexit». В настоящее время между лидерами европейских стран и Грецией идут переговоры, призванные решить проблему. Ведущую роль здесь играет Германия.

Канцлер Ангела Меркель заняла твёрдую позицию, суть которой сводится к необходимости выплаты греками своих долгов и оказания им новой помощи только в случае предоставления греками чёткой программы по преодолению кризиса, куда входят серьёзные меры экономии. Иначе Греция, действительно, может покинуть ЕС. Такая позиция вызвала бурю эмоций в немецкой прессе. Газета «Бильд» сравнила Меркель с Бисмарком. Обозреватель и издатель газеты «Дер Фрайтаг» Якоб Аугштайн пошёл ещё дальше, заявив, что Меркель больше похожа не на Бисмарка, а на Вильгельма II: «В этом общеевропейском кризисе мы ведём себя с заносчивой самоуверенностью кайзера». Непримиримая, силовая позиция Германии, по его мнению, приведёт к тому, что было во времена Вильгельма II, когда немцы настроили против себя все европейские страны, превратив их в своих врагов. Газета «Шпигель» тоже высказала озабоченность позицией канцлера: долги долгами, заявило авторитетное издание, но если Греция выйдет из состава ЕС, то в скором времени Европейский Союз развалится полностью и «исчезнет, как будто его никогда и не было».

Немецкие обозреватели серьёзно опасаются, что позиция канцлера может привести к ссоре с европейскими партнёрами. Никто не хочет, чтобы страна вновь попала в ситуацию, когда она оказалась, «благодаря» Вильгельму II, среди врагов, противников и недоброжелателей. Однако это только одна из точек зрения на современное поведение Германии на международной арене».

Челябинск, Анна Павлова, Новый Регион

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, В мире, Общество, Политика, Россия, Экономика,