Огнеопасно! Август: почему в России не любят этот месяц и он отвечает взаимностью Авторская колонка Екатерины Истрицкой
Пятница – отличное время для подведения каких-нибудь итогов. Тем более – первая пятница сентября: позади, хотя к этому пока сложно привыкнуть, лето вообще и самый пугающий россиян месяц года – август в частности. А он не подкачал – и цены на нефть упали, рубль снова неприлично подешевел, и БГ из истории России вычеркнули, и массовые отравления случились, и крупные аварии, и еще много пакостей различного калибра.
Почему в России так не любят август и он отвечает стране взаимностью, пыталась разобраться Екатерина Истрицкая:
«Ух, миновал, этот имперский Август (первые сентябрьские денечки на фоне пережитого действуют прямо таки психотерапевтически) – в нашей стране месяц аварийных столкновений разновидовых турбулентностей, этакой повышенной бифуркации (обожаю это слово – семантики немного, зато как нервно-интригующе звучит) и обостренного личностного алармизма.
Скажу честно – неприятно, что цены на рис и мясо, бензин и коммуналку растут внутри страны (т. е лично для меня), а на «черное золото» и «голубое топливо» на мировом рынке – падают, провоцируя мастеров государственного машинного доения этих единственных коров отечественного базиса ужесточать и без того бесперспективный курс коммерциализации и одновременно дикого обюрокрачивания всех сфер российской экономической и общественной жизни, и это бьет по мозгам и карманам уже всех соотечественников (с незначительными исключениями в лице олигархов, архичиновников и обслуживающей их челяди). Более того, страшновато: вдруг и вправду обуваться придется в аналог советских «скороходов» – тех, что велики, но жмут, а «душиться» «Сашей» – «Наташей» и лишь по великим праздникам – контрабандным, но не менее «удушающим» «Престижем». Или лечиться цитрамоном с ибупрофеном «от всего». Или…
Уехать?! Ну, особенно нигде не ждут на ПМЖ-то. И даже если, как рекомендовал интуитивист-основатель ИД «Коммерсант», покинуть родину на 2 месяца или полгода «в тихой гавани» кризис переждать – тоже никто из забугорных знакомцев этому «сценарию» не обрадуется.
И потом, братья-сестры, ну надоело ежегодно ждать конца света в одной отдельно взятой (кем, насколько, и – главное – зачем?!) стране. Надоело! Давно живу, видать. И вообще, почему именно я должна бежать?!
Пусть уезжают те, кто эту страну системно разрушает, прикрывая идеологическими высокопарностями и откровенными глупостями собственный цинизм и некомпетентность, воровство и прочие «недобрые намерения».
Потому что, если уеду я или мои приличные, умненькие, честные, образованные коллеги- друзья, что «сеют, строят, учат, лечат и всячески созидают» уже во многих поколениях, то эти деятели могут нас обратно и не пустить…
Такое уже было, и именно в августе. 31 августа 1922 года – Троцкий с Лениным и Феликсом Эдмундовичем снарядили и отправили из «колыбели» революции к немцам один из так называемых «философских» пароходов – битком набитый русской интеллигенцией (конкретно на том, августовском, «уплывали» 122 деятеля культуры и науки, в том числе Н. Бердяев, Б. Харитон, С. Булгаков), про которую Троцкий пренебрежительно разъяснил: мол, расстрелять этот мозг нации было не за что, а «терпеть совершенно невозможно». Обратно-то желающих (а их среди высланных было не меньше, чем тех, кто с большевиками дел иметь не хотел) не пустили…
Правда, многим из «неуплывших» – в Европу или Турцию, «неушедших» по льду Финского залива, «неуехавших» – по другой границе – в Китай, например, – пришлось много хуже…
Почему эту страну всегда должны покидать лучшие или – скромнее – образованные и порядочные – вопрос, конечно, риторический, но у меня есть по этому поводу предложение: пусть хоть один разочек – в порядке исторического эксперимента – ее покинут худшие. Мы их даже примем обратно в наше сообщество, если они дадут честное слово – не воровать, не лгать, усердно работать, в том числе, и над собой…
Но это я так, отвлеклась на эмоцию от темы собственно августа – своеобразной русской исторической аномалии. Может быть, причину августовских неурядиц следует искать в событиях «старины глубокой»: начудили предки, а нам их мелкие и крупные пакости всю августовскую энергетику испортили?!
Мои приятели – французы августа ждут с нетерпением: красота, вкуснота, масса симпатичных планов, как правило, осуществляющихся. Последние дни лета эти гурманы жизни вкушают с наслаждением, и нет у них никаких опасений по поводу заключительного аккорда. А у нас что ни август, то беда или катастрофа: Союз (в смысле СССР) распался в августе; дефолт – в августе; «Курск» утонул в августе; первое испытание советской атомной бомбы – в августе; нефть с рублем упали – опять же в августе; «Русское затмение» «нашло» тоже в августе.
Восстание строителей Казахстанской Магнитки вспыхнуло в августе.
Даже челябинский «винный» бунт (хотя все дело-то было в водке) тоже «случился» в августе, как и 20 жарких боев южноуральской блюхеровской партизанской армии, что пришлись именно на август.
Германия объявила войну романовской империи – в августе.
Цветаева в петлю – в августе; Блок умер не от старости, а от разочарования и голода – в августе.
Гумилев арестован и расстрелян – в августе.
Фанни Каплан стреляла (или взяла на себя покушение) в Ильича тоже в августе; Урицкого Каннегисер застрелил в том же августе.
Годы разные: 1990-й; 1998-й; 2000-й; 1949-й; 2015-й; 2008-й; 1959-й; 1990-й; 1918-й; 1914-й; 1941-й;1921-й и снова 1918-й, но тенденция-то месяца налицо.
Копнем, поглубже?! Возможно, и отыщем корни августовской чертовщины, а, если повезет, поймем и питающую ее среду…
Не исключено, что и вправду , начало Первой Мировой – корень всех зол российского августа 20 века. Вот так, прямо с 1 августа 1914-го, месяц – на век+ – и не удался.
А, возможно, все дело, в высылке ученых и писателей – их же не только на 2 пароходах, но и на поездах- подводах из страны вывозили(122 «философами» демоническое трио революции не ограничилось).
Интеллигенция ведь со своими мыслями о добром и умном, умением лечить и учить, с вечным отрицанием насилия – отличный общественный буфер в самых разных смыслах: и в столкновении социальных групп, и в конфликтах на национальной или религиозной почве… Без этой «прослойки» государственный пирог малосъедобен.
Может, и ледоруб «прилетел» Троцкому в августе 1940-го как своеобразный бумеранг, в том числе, и на его акцию по «избавлению» нации от интеллигенции?! Ведь как любил говаривать и писать сам Лев Давидович: «Историческая закономерность осуществляется через естественный отбор случайностей». И уж если продолжать «отбор случайностей», связанных с тем же Троцким, то мне показалась зловещей, или, по меньшей мере, трагикомической, историко-энергетическая параллель, перекинувшая мостик из Мексики Троцкого в Петербург – Москву «нашего» времени.
Пока я рассматривала это оригинальное полноразмерное фото «железного Толика» на могиле Троцкого, в голове крутилась мысль: а ведь последней советской должностью Льва Давидовича стало руководство Главэлектро ВСНХ. Анатолий Борисович, путешествуя, решил, «приколоться». Я бы вот ему не рекомендовала так выразительно с историей гримасничать (он ведь еще и в августе посетил могилу «льва революции»). Оно, конечно, может у АЧ, как у французов – с августом связано все самое желанное – дефолт, Ельцин на танке, и пр., и, тем не менее, поаккуратнее бы нужно, все таки не на французском стуле, а в россиянском «электрическом» кресле Троцкого сидит.
Не ледоруб, конечно
Но вернемся к «нашим баранам» – отечественной семиотике августа.
Август 68-го – когда советские танки распяли пражскую весну – тоже ведь стал (и для нас тоже) очередным гуманистическим крушением.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Откуда идет эта разрушительная волна – из августа 1930-го, когда был открыт Беломорско – Балтийский канал имени товарища Сталина?!
Или из глубин XIX века – в августе 1812 наполеоновская армия «взяла» Смоленск, а в Одессе началась эпидемия чумы. Впрочем, Одесса, теперь «не наша», так что эту черную метку вычеркиваем.
А может, августовское бурление началось с 18 августа 1787 – тогда в Петербурге прошла первая в истории России рабочая демонстрация: 400 строителей принесли жалобу Екатерине II на своего нанимателя Долгова.
Или во всем виноват Иван Грозный, появившийся на свет 25 августа 1530-го?! Его отцу Василию III, было уже за 50. Ваня был ребенком очень желанным, его рождения ожидала вся страна. Когда Елена Глинская забеременела, юродивый Домитиан объявил ей, что она будет матерью Тита – правителя широкого ума. «Несторы – современники» хором написали, что в ту минуту, когда будущий царь появился на свет, земля и небо потряслись от неслыханных громовых ударов – наши темные предки посчитали это добрым знаком. Все города отправили в Москву послов с поздравлениями – мол, спасибо, родные царь с царицей – дождались таки мы продолжения Рюриковичей…
Мой большой друг – татарин – чистокровнее не придумаешь, утверждает, что»der Hund begraben» еще глубже: мол, смотри август 14-го века, когда в 1377 по причине массового опьянения русское войско было разбито татарским царевичем Арапшой.
Другой приятель – интернационалист по составу крови и атеист по мировоззрению, вскрыл самый ранний исторический перелом русского августа: 1 числа этого месяца 988-го года принял христианство князь Владимир. Да принял не один: митрополит Михаил крестил вместе с ним уйму киевлян в Днепре и в его притоке Почайне. Только вот теперь загвоздка: Владимир-то вроде все еще «наш» князь – вон и 1000-летие его смерти празднуем пышнее иных именин, а как быть с Киевом и киевлянами?! В какую «датскую» книжечку записать их, или – из какой вычеркнуть?! И вот интересно, август только у россиян месяц «вихрей враждебных» или на всей территории бывшего Союза аномалия «действительна»?!
Мескиканская полиция с ледорубом (тем самым)
Нет, были, конечно, в августе и прекрасные «новости»: Павел Третьяков передал свое художественное собрание москвичам.
Петр I запретил носить бороды и предписал носить европейскую одежду – зур рахмат ему за это, не люблю усы и портки.
Елизавета Петровна отменила практику смертных казней (то есть на бумаге « головы секли», а в жизни – табу).
Эскадра Федора Ушакова разгромила турецкий флот, «захватив» тем самым Черное море.
По телевизору именно в августе показали « Доживем до понедельника», где сформулировали учительскую экзистенциальную тоску: «Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох»,
Ах да, Владимира Путина назначили и.о. премьера тоже в августе – 9-го 1999-го.
Но самое лучшее, что случилось в истории русского августа – своим августейшим указом от 27 августа 1760 русская императрица Елизавета (люблю «дщерь Петрову» за это всем сердцем) запретила взяточничество государственных чиновников!
Но сим хилым списком «добрых дел» исторического обуха катаклизмов не перешибешь. Или...
Так хочется, чтобы последний месяц лета как у французов был счастливый и беззаботный – типа Рождества. Ну, франкам-то с историей повезло: в августе Парижскую Консерваторию открыли, монах-бенедиктинец Пьер Периньон шампанское изобрел и разливал его сразу в 6-литровые бутыли! Наполеон родился и для баланса в августе же на Св. Елену отбыл.
Нам же придется попотеть, чтобы изменить карму августа. Я почему-то верю, что ее изменят дети, родившиеся в 91-м и после: они уже не инфицированы «совком», они росли в атмосфере разрухи, они практичны – им не на кого надеяться и некуда отступать, у них есть драйв и, возможно, будет «исторический» шанс, чтобы все в стране устроить по-человечески. Дети кризиса – самые жизнеспособные дети на свете. А мы им пособим, и когда-нибудь последний летний месяц – самый яркий, самый обильный и угасающе- прозрачный – станет по-цветаевски прекрасным и для «проживающих» его соотечественников:
Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! – Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных –
Август! – Месяц
Ливней звездных!»
Челябинск, Екатерина Истрицкая
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, РИА «Новый День»