AMP18+

Челябинск

/

Зачем нам Большой Челябинск? Авторская колонка Сергея Ясинского

13 сентября нашему городу исполняется 279 лет. Не так много, как некоторым другим, но какое это имеет значение? Челябинск молод не из-за своего возраста. Он молод потому, что растёт. Как известно, только молодые растут. Вот и он. И чем старше становится, тем моложе.

Челябинск растёт во все стороны – на север и на юг, на запад и на восток – прирастает целыми микрорайонами. Челябинск растёт и внутри: всюду идёт строительство. Строится жильё. Развивается необходимая для жизни городская инфраструктура. Появляются новые магазины, культурные центры, организации, учреждения и т.д. Город благоустраивается, меняет облик. Становится всё современней – молодеет. Увеличивается число горожан. Правда, в силу известных событий долгое время численность челябинцев уменьшалась, но город сумел остаться миллионником, а в последние годы стал постепенно наращивать количество жителей.

С недавнего времени появилась мода называть Челябинск мегаполисом. Граждане, это глупость! Мегаполисом во всём мире называют городское образование численностью не менее десяти миллионов человек. И, кроме того, мегаполис – это результат слияния нескольких крупных городов в ходе их естественного развития. А в России придумали называть мегаполисом любой город численностью больше миллиона. Это нелепо. Это выглядит, как детская попытка выиграть некое соревнование с помощью простенькой хитрости, причём, очевидной для любого взрослого. Нам это ни к чему. Челябинск не нуждается в таких хитростях. Это просто несерьёзно.

Серьёзно – это Челябинская агломерация. С 2014 года существует Большой Челябинск – объединение нескольких округов и районов Челябинской области: Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского, Красноармейского, Коркинского, Еманжелинского, Еткульского районов. Всего в агломерации участвуют 215 (!) городских и сельских поселений. Причём, формирование этого объединения – не результат нелепого соревнования (в таких серьёзных делах никто не играет!), а естественное следствие мощного промышленного развития региона. Возникла такая потребность. Это причина. И она вызывает соответствующее действие. Которое потянет за собой всё остальное.

Хотя численность населения Большого Челябинска пока не особенно велика – 1 миллион 564 тысячи человек – главное, что учреждение агломерации создаёт саму возможность роста численности населения – вслед за ростом экономики. Как хорошо известно из истории – в том числе истории нашего города, – экономическое развитие региона требует рабочих рук, и это приводит к концентрации в нём населения. Это легко объяснимо: без населения развитие экономики невозможно, а экономика, в свою очередь, нужна населению для улучшения жизни. Взаимный интерес.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Челябинск уже прошёл минимум через три подобных этапа своего развития, и все они были городу чрезвычайно полезны: прокладка через наш город Великой Сибирской магистрали (Транссиб), индустриализация 30-х годов, эвакуация промышленности в Челябинск во время Великой Отечественной войны. Сейчас мы наблюдаем начало четвёртого этапа. И если проект не заглохнет, последствия будут колоссальные.

Дело в том, что для стабильного, устойчивого развития города в нашу эпоху необходимо большое количество жителей. Если это условие выполняется, город становится самоподдерживающейся и самовоспроизводящейся системой. Если нет, город, как говорится, влачит жалкое существование. Малочисленность жителей делает невыгодным любой мало-мальски серьёзный бизнес. Поэтому у жителей нет денег. Поэтому они не интересны торговле. Поэтому они живут бедно. У них низкий уровень образования, незначительный опыт работы, они неспособны освоить современные специальности – они никому не нужны. Там нет перспективы, и это навсегда депрессивная территория. Там нет, и не будет хорошей системы образования – мало кто из талантливых (даже просто нормальных) учителей согласится жить в таком безнадёжном месте, да еще за ничтожную зарплату. По той же причине там не будет хорошей медицины. Там нет и не может быть высокой культуры с её достижениями – не выгодно. Искусство никто не покупает: нет денег. Да и не нравится оно никому (нет образования, нет воспитания – нет культуры).

Современный город может существовать только развиваясь. Для развития необходима устойчивость: ненадёжная конструкция долго не продержится, тем более, если её еще и усложнять. Для устойчивости нужна высокая степень самообеспечения города. В наше время для этого нужно удовлетворять очень большое количество потребностей. И речь здесь не только о многочисленных потребностях горожан (а они крайне важны для развития города), но и запросы самого города – как очень сложной инженерной системы. И для полного обеспечения всем этим современному городу нужны миллионы человек. Без этих миллионов у города нет будущего. Вот почему Большой Челябинск – очень ценный проект: он прокладывает путь вперёд.

Если Челябинская агломерация не пустая формальность, если она действительно будет развиваться, то это настолько хорошо для нашего города, что ничего лучше и придумать нельзя. Челябинск сумел удержать свой размер в очень трудный период, когда он вполне мог превратиться в захолустный провинциальный городок. Это показывает его силу, его устойчивость. И это оправдывает его импульс к продолжению развития. Если всё будет идти правильно, то в течение некоторого, будем надеяться, короткого периода развития проекта масса человеческого ресурса достигнет критически важной величины, и город начнёт сам себя поддерживать и развивать. Станет «слишком большим, чтобы умереть». Это не означает, что Челябинск замкнётся в себе. Нет, он просто будет содержать в себе все необходимые элементы и условия для своего существования и развития. Таких городов в мире уже достаточно много, чтобы видеть: они имеют очень высокую степень устойчивости и даже независимости от внешних обстоятельств.

С другой стороны, никто не говорит, что если отрубить все внешние связи, то город сможет существовать самостоятельно. Здесь речь о том, что никто не заинтересован в разрыве связей: большой город привлекателен и выгоден для всех. Кто же станет отказываться от выгоды и ради чего? Большой город, как магнит, притягивает всё ценное: талантливых людей, капитал, перспективные изобретения (капиталоёмкие и, потому, неподъёмные для остальных), рискованные предприятия, предметы искусства и многое-многое другое. Большой город создаёт возможности, немыслимые в других местах.

Возьмём, например, человеческий ресурс. Представьте очень редкого гения – такого, какие бывают один на миллион. Тогда сегодня в Челябинске может быть только один такой гений. А в Москве двенадцать. А в Токио тридцать пять. Вот, что значит масштаб! Учтём, что в жизни нужны (и есть!) не только такие уникумы, но и гении поменьше, и просто таланты, и просто хорошие и очень хорошие специалисты, мастера своего дела. Понятно, что большой город предлагает им наилучшие условия – и отличные возможности для работы, и большое вознаграждение, и высокий уровень жизни (есть, на что тратить заработанное). Естественно, что, в конце концов, все они там и окажутся. И своими возможностями и усилиями поднимут город на новую высоту. Им хорошо – и горожанам неплохо! Становиться большим городом выгодно.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Чем был Челябинск до начала первого этапа развития? Как выглядел? Посмотрите на фотографии старого, дореволюционного, Челябинска – причем, не на лучшие, каменные, здания (так как это сравнительно поздняя застройка), а на худшие, деревянные. Именно из таких домов состоял город, когда в нём жили 5 -10 тысяч человек. Челябинск застыл во времени, развиваясь так медленно, что практически незаметно. И если бы ничего важного потом не произошло, то ведь он примерно так бы и выглядел сегодня. Оцените, например, внутригородские деревни и посёлки. Невелик прогресс, да? Страшно даже подумать, что мы могли бы сейчас жить в городишке такого уровня. А ведь едва так и не вышло!

Нашу железную дорогу, Транссибирскую магистраль (историческое название – Великая Сибирская магистраль), изначально не планировали проводить по Челябинску. Предполагался маршрут по северному Уралу: от Казани, через Екатеринбург в Тюмень и дальше – на Дальний Восток. Даже уже часть пути построили: Екатеринбург – Тюмень. То есть вопрос был уже решённым: проект сдан, принят, деньги вложены, строительство идёт полным ходом. Какой смысл был его менять? А вот какой: в проекте не была учтена Япония.

Проект новой железной дороги имел очень большое хозяйственно-экономическое значение. Он создавал возможности для более глубокого освоения Сибири и обеспечивал, наконец-то, надёжную современную связь с восточными регионами России. Изначально и в течение довольно долгого времени в строительстве железной дороги видели преимущественно этот смысл. Но в 70-80-е годы XIX века стала быстро меняться военно-политическая ситуация в тихоокеанском регионе, и это затрагивало интересы России.

Япония, столкнувшись с западной цивилизацией и осознав, насколько сильно она отстаёт, начала проводить у себя всестороннюю реформу во всех сферах жизни по западному образцу. Это открыло ей новые возможности для быстрого развития, в том числе, в военной сфере. Япония в тот период никак не угрожала России и вообще находилась в дружественных отношениях с нашей страной. Но следовало учитывать будущее. Активность Японии требовала принятия мер на случай военного конфликта на Дальнем Востоке. И это соображение стало решающим при окончательном выборе места проведения железной дороги. Прокладка пути через Челябинск учитывала необходимость обеспечить железной дорогой Златоуст. А Златоуст – это военные заводы.

Вот с этого и началась новая эпоха в жизни нашего города, что и предопределило его судьбу. Участие в осуществлении нового масштабного проекта вызвало в Челябинске бурный рост населения, быстрое расширение и усложнение городской инфраструктуры, развитие промышленности, торговли, медицины, культуры, образования – затронуло по цепочке всё. Мало того, оно придало исторический смысл существованию города. А главное – обеспечило ему историческую перспективу, то есть будущее.

Теперь пришло время продлить эту перспективу. Базовые задачи выполнены. Нужно подняться еще на одну ступень вверх. Что означает движение к городу не только общероссийского, но и общемирового значения. Не зря же возникло стремление стать мегаполисом. Оно возникло не на пустом месте! У Челябинска есть потенциал для этого, и нужно его использовать, это будет правильно.

С днём рождения, Челябинск! С днём рождения, челябинцы!

Челябинск, Сергей Ясинский

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Авторская колонка, Культура, Наука, Общество, Россия, Экономика,