AMP18+

Челябинск

/

Как заработать на голодных детях: в Челябинске завершено расследование громкого дела о мошенничестве в сфере школьного питания

Мэрия Челябинска решила возродить систему централизованных закупок продуктов питания для школ и детских садов. Этим займется специально созданный МУП «Комбинат школьного питания». Подобным образом власти рассчитывают снизить стоимость питания и увеличить его качество. «Оптом ведь всегда дешевле закупать и можно контролировать качество», – заявил глава города Евгений Тефтелев.

Между тем, правоохранительные органы завершили расследование по делу аналогичной структуры, организаторов которой обвиняют в хищениях на сумму более 75 миллионов рублей. Там тоже первоначально речь шла о заботе о детях, снижении цены и повышении качества, но в итоге дети и их родители лишь потеряли деньги, а организаторы схемы положили в свой карман пару миллиардов.

Как передает корреспондент NDNews.ru, в скором времени одно из крупнейших дел о мошенничестве в Челябинской области должно поступить в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Сейчас один из главных фигурантов – Григорий Ройзман, и его адвокаты знакомятся с делом, материалы которого занимают десятки томов.

Напомним, уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество») было возбуждено в августе 2014 года управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Челябинской области. На допрос вызвали Григория Ройзмана и Олега Бондаря. Бондарь не стал дожидаться дальнейшего развития событий и уехал из России в Израиль. И именно его имя первым было названо в качестве подозреваемого по делу о мошенничестве. Григорию Ройзману обвинение долгое время не предъявлялось. Это позволило предпринимателю уехать в Чехию в конце 2014 году. Однако впоследствии он вернулся в Челябинск и начал давать показания. Параллельно со следствием ряд разбирательств, в которых фигурировали фирмы, причастные к афере, проходил в арбитражном суде. Так, летом нынешнего года суд признал факт вывода средств из ООО «ЗлатПродТорг» и ООО «Школьное питание».

Кроме того, в октябре прошлого года было возбуждено еще одно уголовное дело, связанное с деятельностью ООО «Школьное питание». Следственный отдел по Советскому району Челябинска расследует дело по статье 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»). ООО «Школьное питание» удержало из зарплаты сотрудников более 7 миллионов рублей налога на доходы физических лиц (НДФЛ), но до бюджета деньги не дошли. Следствие располагает данными, что деньги перечислялись двум физическим лицам – Ройзману и Бондарю, по деятельности, напрямую не связанной с основной. Так, Григорий Ройзман получил 4,3 миллиона рублей. Однако производство по этому уголовному делу было остановлено.

Хотя не исключено, что в свете решений арбитражного суда к этим эпизодам еще вернутся. «В настоящее время расследование продолжается, – рассказала NDNews.ru начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Челябинской области Анжелика Чиркова. – Пока не могу сказать вам, когда оно закончится».

История расследования уходит в 2009 год, когда было создано муниципальное автономное учреждение «Комбинат продовольствия и социального питания» (МАУ «КПиСП»). Задача предприятия заключалась в том, чтобы, минуя посредников, обеспечивать школы и детсады качественными продуктами и организовывать питание. Комбинат на бюджетные деньги и средства родителей, вносимые в качестве платы за питание, мог самостоятельно покупать продукты у поставщиков (без проведения дополнительных конкурсов) и поставлять их в учебные заведения с наценкой, не превышающей пределы, установленные Единым тарифным органом. Средства, полученные благодаря торговой наценке, направлялись на содержание самого МАУ. В 2010 году директором комбината стал Олег Бондарь, а в 2011 году МАУ было ликвидировано на основании предписания регионального антимонопольного органа. Тогда же выяснилось, что у организации образовался многомиллионный долг перед поставщиками продуктов: в арбитражный суд фирмы-партнеры заявили иски на сумму более 54,5 миллиона рублей, а чистый убыток «Комбината продовольствия и соцпитания» за 2010 год составил 12,5 миллиона.

После этого появились новые компании: ООО «УралПродКом», ООО «Школьное питание», ООО ПК «ЗлатПродТорг», ООО «Продуктовая компания МИР», ООО «Октябрь» и другие. Они получили контракты уже почти на 2 миллиарда – и заявили о своей несостоятельности. При этом между фирмами-неудачницами прослеживается вполне определенная связь: в числе учредителей и руководства ООО встречаются одни и те же лица.

Сегодня многие участники истории стараются от нее откреститься, настаивая на том, что они не при чем. «Так и спрашивайте там, где уголовное дело, – ответила на просьбу прокомментировать расследование Галина Рубежная, работавшая главным бухгалтером предприятий, участвовавших в схеме. – Я уже давно забыла про это». Аналогичным образом отреагировала на звонок и директор ООО «ЗлатПродТорг» Альбина Валеева: «Я понятия не имею о том, что там арбитраж был, – сказала она. – Все, что вы сказали, я вообще впервые слышу. Я не следила за этим. Я уволилась давно. Меня никуда не вызывали».

Бывший директор ООО «Школьное питание» Александр Михальченко вообще отказался от комментариев, сославшись на продолжение расследования.

«Все хотят с начальством поддерживать хорошие отношения»

Более развернуто позицию рядовых участников истории выразил Сергей Берлянд, бывший учредителем ряда фирм-участниц схемы (продуктовая компания «МИР», ООО «ЗлатПродТорг»):

СБ: Я прохожу как свидетель. Меня допрашивали несколько раз, но как свидетеля. Потому что были определенные доказательства, которые доказывали, что я фактически не вел никакой деятельности как директор. Я не один был такой из нашей конторы, там на эти должности назначали многих – шоферов, юристов. Следствие, насколько я понял, пришло к выводу, что было два человека, ведущих всю эту деятельность.

НР: Вы имеете в виду Бондаря и Ройзмана?

СБ: Да, насколько я понял, они руководили этой структурой, а остальные…

НР: А как произошло, что вы оказались учредителем ООО?

СБ: Ну вы же знаете, как это бывает. Вроде, никто не заставляет, никто не бьет. Но прекрасно понимаешь: если ты откажешь в этой просьбе, то есть большие шансы, что ты здесь больше работать не будешь. А во-вторых, Бондарь… Есть у него определенный талант убеждать людей. Умудрился же он 20 с лишним человек уговорить стать учредителями и директорами его компаний. Не я один. Все же были уверены, что все хорошо, все нормально. Никто не ожидал вот такого окончания деятельности: один человек под следствием, другого, насколько я знаю, найти так и не смогли. Конечно, все в шоке сейчас пребывают. Никому ведь удовольствия не доставляет ходить на допросы, давать показания.

НР: А как Бондарь вас убеждал?

СБ: Ну, как. «Вот, смотрите, у нас такая замечательная контора, такая команда, вот, надо, надо! Надо помочь городу!» Знаете, такой ура-патриотизм, который проходил. Сейчас, когда я рассуждаю, понимаю – глупо. Сейчас ведь никто просто так ничего не делает. И все думали, что все будет хорошо, не будет никаких проблем. Не думайте, что был там кто-то, как в «Золотом теленке»: я при царе сидел, при Керенском сидел, теперь за вас посижу, а вы заплатите мне 3 копейки. А потом, знаете, всем же хочется работать. Может быть, сразу бы и не уволили, но отношение бы поменялось. А все хотят с начальством поддерживать хорошие отношения».

Подумайте о своей карме

Один из двух главных фигурантов дела, Григорий Ройзман, уверен в своей правоте и пребывает в боевом расположении духа, но на конкретный разговор не настроен.

ГР: Я подписал подписку о неразглашении, о чем, кстати, потерпевший, который обратился к вам в агентство, знает. И именно от потерпевшего вы могли узнать такую информацию (потерпевший к нам не обращался, но разуверять в этом Григория Борисовича мы не стали, – прим. НР). Потому что следователи тоже давали подписку о неразглашении. Органы прокуратуры, насколько я знаю, никаких формальных действий не проводят по моему делу. Поэтому единственное, что я вам могу сказать: правда на моей стороне. И когда вы увидите материалы дела – вы увидите, какова реальность. Объективно, речь идет о корпоративном споре двух хозяйствующих субъектов. Я вам больше скажу, я провел лингвистическую экспертизу некоторых статей, в том числе статьи на вашем сайте. И когда вы увидите результаты – у вас волосы поднимутся. Вы ведь не первые обращаетесь ко мне с такими вопросами. Вам подсовывают какие-то бумаги. Вы их выбросьте вообще. Вы ведь даже в СПАР не удосужились заглянуть: я не имею абсолютно никакого отношения к этим компаниям. Мне какая разница? Единственное дело, которое меня связывает со «Школьным питанием», – они хотели получить с меня мои же деньги. Вот это дело они в арбитражном суде проиграли.

НР: Вы имеете в виду 4 миллиона 300 тысяч?

ГР: Ну да, наверное.

НР: То есть те деньги, которые вы получили в качестве зарплаты?

ГР: Да какая зарплата? Нет там никакой речи о зарплате. Эти деньги я им в долг давал, они мне их вернули.

НР: А что вы можете сказать о заявлении одного из фигурантов дела, Сергея Берлянда, утверждающего, что был фактически зиц-председателем?

ГР: Я Берлянда на работу не принимал. Я не знаю, кто такой Берлянд. Вернее, я знаю, что был Берлянд. Но я не давал ему никаких поручений. Вы разрушаете последовательно честное имя, мое имя. Подумайте о своей карме.

Хороший совет от человека, являющегося одним из главных фигурантов дела о мошенничестве в сфере школьного питания.

В прокуратуре Челябинской области NDNews.ru сообщили, что по делу МАУ «КПиСП» установлено: хищения совершены Ройзманом и Бондарем (Бондарь, напомним, находится в бегах). Ройзману 8 сентября предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.

Челябинск, Виктор Елисеев

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,