Роковое влечение к театру или «Неспящие в Озерске-6» (ФОТО)
В Озерске прошла шестая «Ночь в театре». Хозяева и участники фестиваля экспериментальных театральных форм удивляли зрителей масштабностью происходящего, многообразием жанров, а также добротой и душевностью.
Как передает корреспондент NDNews.ru, на этот раз фестиваль вновь побил рекорд по количеству участников: на «Ночь в театре» прибыли 22 коллектива из Екатеринбурга, Челябинска, Верхнего Уфалея и Нижнего Тагила. Буквально каждый уголок театра превратился в сценическую площадку: гардероб, трюм – пространство под сценой, лестница, карман – пространство за сценой, декорационная мастерская, мансарда под самой крышей, фойе, малый и большой залы – все было занято артистами.
Каждый год у театральной ночи своя тема: шестой фестиваль получил название «Роковое (или рОковое) влечение».
«Сначала возникла идея «Шестое чувство», поскольку шестой фестиваль. Но, к сожалению, шестое чувство не давало никакого полета фантазии. Кроме Брюса Уиллиса никого не могла представить, а Брюса Уиллиса у нас нет. А потом я слушала в плеере музыку, а меня там рок: Deep Purple, Led Zeppelin, Aerosmith, «Пикник» и все сложилось. Я поняла, что эта ночь должна быть в роковой версии. То есть рок как судьба и рок как музыка, потому что рок самая классная музыка на свете. Фантазия сразу заработала», – рассказала актриса театра «Наш дом», режиссер-постановщик фестиваля Светлана Евстратова.
Тему рока – и как судьбы, и как музыкального и культурного явления организаторы и участники фестиваля раскрыли во всей полноте. На семь часов театр превратился в большой рок-фестиваль. На «разогреве» работала группа нижнетагильского драматического театра имени Мамина-Сибиряка «Плие нашего мичмана», встречая зрителей рок-хитами всех времен и народов.
После театрального пролога, поставившего вопрос жив или мертв рок, а заодно и театр, «специально обученные люди» развели зрителей по площадкам, где одновременно показывали сразу десяток представлений. Организаторы очень тщательно подошли к отбору спектаклей и каждый из них так или иначе соответствовал главной теме фестиваля.
Помимо общей, связывающей все действо программы посмотреть можно было не больше четырех спектаклей. Выбор на этот раз был очень сложным: классическая и современная драма, театр импровизации, моноспектакли, пластические постановки, фантасмагории и музыкальные комедии. Многие постановки вообще впервые представили на суд зрителей. Одним из таких спектаклей стал «Бродский-рэп» Малого драматического театра «Театрон» из Екатеринбурга, впервые принимавшего участие в озерской «Ночи».
Постановка – сплав из стихов, фотографий и воспоминаний Иосифа Бродского о людях, благодаря которым он стал тем, кем стал, – его родителях. Артисты не просто проговаривают стихи, они читают рэп.
По словам директора театра Игоря Турышева, в какой-то момент обнаружилось, что стихи знаменитого поэта очень хорошо звучат в рэповом стиле, поэтому и возникла идея сделать подобный спектакль. Авторы надеются, что благодаря речитативам молодежь заинтересуется и поэзией Бродского.
Голодное детство, война, школа, суд за тунеядство, ссылка, а потом высылка из страны – судьба гениального поэта показаны через призму отношений с родителями. Наверное, поэтому Бродский кажется удивительно живым и настоящим.
Молодые артисты играют с надрывов, и в их исполнении поэт предстает фигурой трагической, для которого преопределенное судьбой влечение к поэзии по-настоящему стало роковым.
О жизни еще одного поэта рассказал екатеринбургский драматург, режиссер, музыкант и актер Владимир Зуев в моноспектакле «Саfe «Мафе».
Главный герой – лабух Сева Соловей (он же Всеволод Соловьев) – устраивает творческий вечер: рассказывает истории из жизни и поет песни собственного сочинения. За веселыми, предельно реалистичными рассказами о бардах, рок-музыке, женщинах, «лихих 90-х», в которых многие уральцы старше 30 лет найдут узнают истории из собственной жизни, скрывается печальный, сильно пьющий и тоскующий поэт.
Тему рока шестой театральной ночи поддержал заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман, впервые побывавший на фестивале. Чиновник удивил: на гала-концерте участников он спел песню Александра Башлачева «Грибоедовский вальс», аккомпанируя себе на гитаре.
А потом подарил директору театра «Наш дом» Владимиру Кулику двухместную ночную сорочку и колпак
Напомним, положение единственного в своем роде на Урале фестиваля «Ночь в театре» весьма шаткое: едва ли не каждый год мероприятие рискует стать последним из-за дефицита финансирования – все денежные проблемы до последнего времени целиком ложились на плечи руководства театра «Наш дом». Возможно, после визита в Озерск замминистра культуры ситуация изменится.
В подготовке шестой ночи минкульт не участвовал. По словам директора «Нашего дома» Владимира Кулика, на этот раз помогли городские власти и градообразующее предприятие «ПО «Маяк».
Директор рассказал и о планах на будущее: «Каждый раз мы смотрим, как все пройдет. Это же живой процесс: если пройдет не очень хорошо, значит, на следующий год мы это дело закончим. Если все будет замечательно, что же отказываться от хорошего? Значит, будем продолжать любыми средствами любыми способами пробивать, добиваться и делать».
Можно с уверенностью сказать, что шестой фестиваль прошел на ура. По словам и участников, и зрителей «Ночь в театре» отличается душевностью и сердечностью: гостей встречают как хороших друзей, с которыми давно не виделись.
«Этот фестиваль уникален тем, что мы даем возможность творческим коллективам проявлять свою активность, невостребованную внутри театров. То есть они могут делать какие-то самостоятельные работы и здесь это реализовать. А дальше, когда показали на фестивале, можно раскручивать постановку самостоятельно, либо театр принимает ее в репертуар. Это очень важно», – подчеркнул Владимир Кулик.
Судя по тому, что с каждым годом участников фестиваля становится все больше, «невостребованная», неформатная активность творческих групп растет, артисты жаждут экспериментов, а значит, театр жив и будет жить.
Челябинск, Юлия Малецкая, Александр Сенаторов
© 2015, РИА «Новый День»