Арматура против свободной любви (ФОТО, ВИДЕО) В Челябинске прочитали пьесу «Бежать»
В Челябинске состоялся очередной вечер читок современной драмы. По многочисленным просьбам зрителей прочитали пьесу «про любовь». Некоторых такая любовь шокировала.
Как передает корреспондент NDNews.ru, на этот раз артисты Молодежного театра выбрали пьесу одного из самых известных молодых уральских драматургов, ученика Николая Коляды, Валерия Шергина «Бежать».
В центре истории любовный треугольник: Он любит Ее и еще одна дама любит Ее, а Она любит свободу. Все складывается трагично: две смерти, попытка самоубийства и тюрьма.
Пьеса написана в форме монологов. Герои в исполнении Константина Цачурина, Ксении Согриной и Алены Свиришевской рассказывают одну и ту же историю, каждый со своей стороны, иногда напрямую обращаясь к зрителям, делая их соучастниками всего происходящего.
Конфликт как бы по спирали раскручивается от монолога к монологу, в четко определенной драматургом последовательности
Благодаря игре артистов, взирать на это со стороны равнодушно практически невозможно.
Отметим, по словам Валерия Шергина, присутствовавшего на читке в Челябинске, «Бежать» не типичная для него пьеса. Это мужской автор, создающий жесткие пьесы, наполненные трешем, кровью и стебом, в которых очень много персонажей и максимум один из них женский.
«Это очень важный эксперимент, один из этапов, какой-то новый опыт. Например, последнее время в театре все чаще начинает появляться такой жанр как антиутопия. Все больше говорят про государство и забывают про какие-то другие вещи. Когда я писал «Концлагеристов» (пожалуй, самая известная пьеса Шергина – прим. НР), еще не было Болотной, не было ничего, но это витало в воздухе. Проходит время, и подобные пьесы только начинает появляться. Я горд, что отправная точка с меня началась. Но мне кажется, что про другие вещи стали забывать, про любовь, например. А если это тоже бомбманет? Это будет круто», – поделился драматург.
Читка практически никого не оставила равнодушным. Во время обсуждения зрители долго спорили о том, что такое любовь, испытывали ли герои пьесы на самом деле это чувство, куда и зачем они все бежали и почему жалость вызывает герой, угробивший арматурой девушку нетрадиционной ориентации.
По традиции нашлись люди, которых смутил язык современной драмы. Некоторые вообще заявили, что это не драматургия – так, что-то похожее на литературу. А одна из зрительниц после просмотра, кажется, окончательно поставила крест на молодом поколении. По ее словам, она увидела правду в персонажах, современная молодежь именно такая и это – ужас. Зрители, смеявшиеся над трагедией, – тоже «ужас».
Стоит отметить, что герои пьесы не какие-то маргиналы, наркоманы или асоциальные элементы, это вполне нормальные представители современной молодежи – музыкант, студентка, поющая в хоре, официантка-фотограф. А убийства, совершаемые на фоне «безумной любви», – вполне распространенные явления во все исторические эпохи, независимо от места обитания влюбленных.
Пьеса на самом деле наполнена смешными моментами, например, там много узнаваемых «фишек» из соцсетей. Зрители – в большинстве своем активные пользователи этих сетей, видели себя со стороны и вместо того, чтобы предаваться разрушающей печали от осознания собственной ничтожности, просто смеялись.
«Я люблю все, что сейчас появляется, вставлять в пьесы, это вехи нашего времени. Социальные сети, лайки – узнаваемая черта времени, как когда-то были сотовые телефоны. В одной моей пьесе, например, говорится про платье бело-золотое или сине-черное. Я люблю эти фишки, которые здесь и сейчас. Люди в этом что-то находят, ну находят и ладно», – отметил Валерий Шергин.
Отметим, в Челябинске драматург впервые получил возможность посмотреть на свой текст со стороны. «Бежать» он написал в сентябре и сам режиссировал читки в екатеринбургском Центре современной драматургии.
«Читка – огонь! Было интересно, как она зайдет. Я практически никогда не переживаю за свой текст. Я знаю: то, что я пишу, – это будет смешно, просто все будут сидеть и смеяться. А в этой пьесе нет таких акцентов, нет такого юмора, стеба нет, мало гэгов, она более драматичная, бабская, – отметил Шергин. – А тут пришел на читку, и люди смеются: им грустно – и они смеются. Очень хорошо. Меня удивило, что есть какие-то видеовставки, может не всегда все работало, но в принципе мне понравилось, было, по крайней мере, не стыдно. Актеры – молодцы».
Отметим, несмотря на смерть и кажущийся трагизм, пьеса не вызывает чувства безысходности. Любовь главного героя к девушке, жаждущей свободы (под которой она понимает жизнь в свое удовольствие), кажется со стороны неправильной, корявой и неказистой. Однако через эту безрассудную и всеми осуждаемую, но настоящую любовь он фактически побеждает смерть (попытка самоубийства с помощью неудачного побега из тюрьмы провалилась) и обретает путь к внутренней свободе, избавляясь от ненависти, а также открывает другую, не требующую ничего взамен, любовь.
А бегство от любви может привести к потере Бога в себе. Так, персонаж-антипод героя – его возлюбленная – выбравшая свободу самореализации, перестала получать послания от Бога и вдруг поняла, что выбрала неправильные приоритеты и попалась в сети самообмана. Не в силах справиться с душевными терзаниями девушка совершила самоубийство.
Однозначных ответов на вопросы, куда бежать и что делать, пьеса не дает, зато заставляет подумать и с удивлением обнаружить в себе черты всех трех персонажей.
Челябинск, Юлия Малецкая, Александр Сенаторов
© 2015, РИА «Новый День»