Челябинская область запускает проект строительства высокоскоростной магистрали
50 миллионов рублей зарезервировано в бюджете Челябинской области 2016 года на реализацию проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Челябинск – Екатеринбург». Еще 50 миллионов предусмотрено в казне Свердловской области. На эти деньги предполагается провести проектную работу и трассировку, чтобы приступить к строительству в 2017 году. К лету 2016 года должно быть готово технико-экономическое обоснование проекта.
Как передает корреспондент NDNews.ru, идея связать скоростной магистралью два уральских мегаполиса появилась давно. Но дальше прожектов и спора, кто будет в этой истории «локомотивом» – Челябинск или Екатеринбург, – дело не двигалось. В ноябре 2010 год в РЖД заявили, что начнут проект по запуску ВСМ между Екатеринбургом и Челябинском в течение ближайшего года и… отложили его в долги ящик. Через несколько лет КНР предложило правительству России построить транспортный коридор Москва – Пекин, пообещав вложить в проект 242 миллиарда долларов. Инициативу одобрили: коридор длиной 7 тысяч километров должен пройти через Астану Челябинск, Уфу, Пермь, Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород и сократить время в пути между двумя столицами в 3 раза. Правда, уральский участок был внесен во вторую очередь. Южноуральские власти не стали дожидаться, когда в рамках столь масштабной программы доберутся до Челябинска, и инициировали ускорение процесса. На переговорах губернатора Бориса Дубровского с руководством РЖД летом 2015 года строительство высокоскоростной ветки «Екатеринбург – Челябинск» было названо одной из перспективных точек развития взаимодействия. «Потребности РЖД определяются строительством высокоскоростных линий, прежде всего, высокоскоростной магистрали Пекин – Москва, – отметил тогда Борис Дубровский. – Мы очень заинтересованы в трассировке ВСМ через наш регион по линии Урумчи – Астана – Казань с обустройством транспортных коридоров «Троицк – Екатеринбург – Казань» и «Кустанай – Магнитогорск – Уфа – Казань». При этом губернатор напомнил и о выгодах РЖД, которые она получает в области. Так, глава региона отметил рост производства южноуральских металлургов, подчеркнув, что перевозка их продукции занимает значительное место в бизнесе железнодорожников.
Появление ВСМ даст региону колоссальный экономический эффект, считает управляющий директор Федерального центра проектного финансирования ВЭБ Илья Пономарев. И, в первую очередь, стройка оживит уральский промышленный комплекс. Так, для прокладки одного километра железной дороги в среднем необходимо 16 тысяч кубометров щебня, 15 тысяч железобетонных изделий, 125 тонн металлоконструкций, 25 тонн рельсов. Все эти материалы по возможности будут поставляться с местных предприятий. Кроме того, строительство может подтолкнуть региональный бизнес и к развитию инновационных производств в области автоматики, контактных сетей и аппаратуры для создания разряженных сред.
Оптимизм Пономарева разделяют и строители: «Для строителей основная перспектива – это загрузка. Конечно, мы мечтаем, чтобы в проекте поучаствовали наши заводы, которые производят уникальные конструкции. Тот же ЖБИ-1 уже включился в эту работу для того, чтобы готовить элементы для ВСМ. Примут участие в проекте еще несколько заводов», – рассказал NDNews.ru генеральный директор «Союза строительных компаний Урала и Сибири» Юрий Десятков.
Во-вторых, благодаря масштабным инфраструктурным проектам в регионах появятся новые вакансии. Мировой опыт прокладки магистралей показывает, что каждая тысяча километров требует создания 11 тысяч рабочих мест. При этом только на стадии возведения ВСМ объем внутренних региональных продуктов Свердловской и Челябинской областей может вырасти на 85 миллиардов рублей в год, уверен Илья Пономарев.
Плюс ко всему, магистраль расширит возможности трудоустройства и для жителей самих мегаполисов, считает депутат Челябинской городской Думы Николай Серсков: «Может быть, какая-то часть людей будет туда ездить на работу. Но не исключено, что какая-то часть из Екатеринбурга будет ездить сюда. Например, в структуре строительства расценки екатеринбургских компаний ниже, чем челябинских. Поэтому бывает так, что на наших объектах приезжают работать и работают подрядчики из Екатеринбурга. Так что миграция будет происходить. Но она будет взаимная.
В целом, по всей России уже пришла пора строить такие высокоскоростные магистрали. XXI век – скорость жизни совсем уже другая. Это просто необходимо».
Первоначально рассматривались два варианта прохождения трассы: через Каменск-Уральский и Касли. Первый потребует меньших вложений, однако дорога через Касли была названа более предпочтительной, поскольку там расположено несколько предприятий «Росатома». Появление высокоскоростного сообщения даст этим территориям новый импульс развития. Тем более, что Снежинск и Озерск станут территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Кроме наукоемких производств там предполагается разместить и совместные с РЖД предприятия, ориентированные на нужды магистрали. В свою очередь, повысится транспортная доступность новых экономических зон, появится возможность для привлечения туда необходимых кадровых ресурсов. «Приток инвестиций в организацию новых производств на территориях опережающего развития, по предварительным оценкам, составит не менее 15 миллиардов рублей, – отмечают в министерстве экономического развития Челябинской области. – По расчетам потенциальных резидентов, там будет организовано более 2,6 тысячи рабочих мест».
Есть и более масштабная экономическая выгода: реализация проекта позволит создать третью по величине в России агломерацию. В маршрут высокоскоростного поезда планируется включить Екатеринбург, аэропорт «Кольцово», Касли, Челябинск, Челябинский международный аэропорт. В Каслях предполагается создать мультимодальный пересадочный узел.
Время в пути от Екатеринбурга до Челябинска предположительно составит около часа (сегодня поезд преодолевает этот маршрут за 5 часов, автобус – примерно за 4, легковому автомобилю требуется более 2 часов). По прогнозам, порядка четверти уральцев будут готовы переключиться с существующих видов транспортного сообщения между Екатеринбургом и Челябинском на скоростную железнодорожную магистраль. Например, по сравнению с затратами на путешествие личным автотранспортом экономия для пассажиров составит примерно 50% – 55%.
Согласно предварительным оценкам федерального центра проектного финансирования проект привлечет 165 миллиардов рублей инвестиций. При этом мировая практика говорит, что порядка 70% расходов должно принять на себя государство в виде прямых траншей, софинансирования, предоставления субсидий и налоговых льгот. Часть средств можно привлечь через облигации и региональные ценные бумаги. Такой инструмент может быть востребован инвесторами, в том числе и иностранными, в связи с высокой степенью надежности проекта, считают эксперты. Кроме того, к финансированию строительства могут быть привлечены Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и банк БРИКС.
Зато в перспективе проект может обеспечить суммарный прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей около 1 триллиона 274 миллиарда рублей к 2030 году.
«Реализация подобных масштабных инфраструктурных проектов является одним из важнейших стратегических направлений развития Челябинской области. Этот проект мы также рассматриваем в контексте инициативы, поддержанной президентом РФ Владимиром Путиным, о проведении в Челябинске в 2020 году саммита ШОС. Поэтому для нас этот проект приобретает такое политическое звучание,– отмечает губернатор Борис Дубровский. – Сейчас мы входим в проект, ищем инвестора проектирования высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск. Есть четыре потенциальных участника: Челябинская область, Свердловская область, РЖД и банковская структура. Задача следующего года – проектная работа, обоснование инвестиций, поиск инвесторов, трассировка, вход в строительство в 2017 году».
Челябинск, Светлана Намская
© 2015, РИА «Новый День»