«Комиссар исчезает…» Челябинцам расскажут о технологиях манипуляции общественным сознанием в сталинскую эпоху (ФОТО)
«История – это не только набор фактов и череда событий, но и их трактовка», – так заместитель директора по научной работе Центра историко-культурного наследия Челябинска Юлия Краснова объяснила корреспонденту NDNews.ru идею выставки «Комиссар исчезает», открывающуюся 28 января.
Технологии манипуляции общественным сознанием используются с глубокой древности. Особую роль всегда играли визуальные объекты. Так, в Древнем Риме статуи императоров делали со съемными головами, чтобы без особых хлопот обновлять изваяния при смене правителя.
С возникновением фотографии появилась и новая технология ретуширования казалось бы навсегда запечатленного мгновенья: фотомонтаж начали применять еще в середине XIX века. Правда, сначала его использовали исключительно в рекламной сфере. В ХХ веке возможности фотомонтажа поставили на службу пропаганде и идеологии.
Известный английский коллекционер, фотограф и дизайнер Дэвид Кинг в 70-х годах ХХ века увлекся личностью Льва Троцкого, начал собирать документы, фотографии и обнаружил, что один и тот же снимок, запечатлевший лидеров советского народа или какие-то знаковые для страны события, в разные годы может выглядеть по-разному. В 1999 году на основе его коллекции была создана выставка «Комиссар исчезает», рассказывающая историю Советской России через призму фотографий и их позднейших искаженных и отретушированных копий. Реальность той эпохи отразилась в желании задним числом изменить запечатленное прошлое: иногда оно выглядело слишком неприглядно, и его требовалось подправить для парадной подачи. В других случаях в кадре оказывались лица, переведенные из ряда героев в списки врагов. В процесс государственного элиминирования активно включались и рядовые граждане, вымарывающие на фотографиях из своих личных архивов лица людей, вычеркнутых из официальной истории.
Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте
Проект Кинга демонстрировался в Милане, Вене и Берлине. В России выставка впервые была представлена в Москве в Государственном музее истории ГУЛАГа, потом ее показали в Екатеринбурге, и теперь экспозиция приехала в Челябинск.
На выставке представлено более 150 фотографий, охватывающих период советской истории от начала XX века до середины 1950-х годов.
Самая старая фотография коллекции сделана в 1897 году. На ней запечатлены активисты «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»
За спиной у Владимира Ульянова стоит Александр Малченко. Позже Малченко отошел от революционной борьбы, чего соратники ему не простили: в 1929 году Малченко был арестован, обвинен во вредительстве и в 1930 расстрелян. На фотографии 1897 года, опубликованной в 1930 году, от Малченко не осталось и следа.
«Для ретуширования фотографий использовали различные приемы, – рассказывает Юлия Краснова. – «Исчезновение» – самый трудоемкий и технически сложный: необходимо сначала вырезать нежелательный объект, а затем выровнять фон. Фотошопа тогда не было, приходилось использовать ножницы и клей». Вот групповой портрет семи председателей ЦИК Советского Союза с секретарем ЦИК (Авель Енукидзе стоит сзади), сделанный на VII съезде Советов в 1935 году.
Чуть позже эта фотография была опубликована в сборнике, посвященном съезду, но Енукидзе невероятным образом испарился, отчего Михаил Калинин и Григорий Петровский, сидящие в центре, слегка изменились в лице – очевидно, что «усекновение» Енукидзе стоило им головы, и пришлось приделывать новые. Кстати, эти двое – единственные из всех, запечатленных на снимке, кто умер своей смертью. Остальные вслед за Енукидзе попали в мясорубку «чисток».
Еще один прием – просто обрезать фотографию по краям. Наглядный пример: 1926 год, Антипов, Сталин, Киров, Шверник, Комаров после разгрома «ленинградской оппозиции».
Первым исчез Комаров
Потом Антипов вместе с люстрой
Затем пришла очередь Шверника – на фотографии, помещенной в издание «Сталин. Краткая биография», вождя «сопровождает» только Киров.
Наконец, парадный портрет Сталина кисти Бродского
Впрочем, далеко не все «заморачивались», стремясь избавить свою персональную историю от нежелательных для государства лиц, – их просто замазывали.
Вымарывали фамилии из книг
Были и неприкосновенные издания
«Не всегда фотографии ретушировали с целью кого-нибудь убрать, – отмечает Юлия Краснова. – Иногда нужно было что-либо пририсовать». Вот оригинал снимка
А вот подправленный вариант.
Этот же метод использовался и для увеличения численности участвующих в той или иной акции – экспонаты выставки наглядно демонстрируют возможности технологии коллажа, столь популярной в наши дни.
Кроме того, в экспозиции представлены «свидетели эпохи» – вещи, бывшие в обиходе в те времена и даже запечатленные на исторических фотографиях. Как, например, лампа.
Конечно, это не тот самый светильник, но точно такой же.
«Фальсификация документов в сталинское время обрела такие масштабы, что всю историю советской эпохи можно рассказать с помощью отретушированных фото. Именно такую цель преследует эта выставка», – сказал об экспозиции Дэвид Кинг.
Экспозицию усиливают работы челябинских скульпторов Андрея и Ильи Старцевых, сумевших передать эмоциональную атмосферу той эпохи и ее острое послевкусие, начинающее сглаживаться и забываться, уступая напору романтизированной ностальгии по времени, живых свидетелей которому почти не осталось.
Выставка будет работать с 28 января по 31 марта в Центре историко-культурного наследия Челябинска (ул. Труда, 98, здание бывшего геологического музея).
Найдите 10 отличий
Челябинск, Светлана Намская. Евгений Полак
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»