Инфляция: как эта штука работает Спецпроект NDNews «Экономика для чайников»
По данным Росстата потребительская инфляция в 2015 году составила 12,9%. Это средний показатель по России. А регионах цены выросли где на 10%, где – на 17,5%. В Крыму – вообще на 26,4%. Сегодня в рамках проекта NDNews.ru «Экономика для чайников» разбираемся, как появляется инфляция и к чему приводит.
Откуда деньги у государства? Буквальный ответ: из печатного станка. Государство имеет право печатать деньги, и оно их с удовольствием печатает. Но сами по себе деньги из-под станка – ещё не деньги. Это только бумага в виде денег, так как они не обеспечены никакими ценностями – вещами и услугами, которые можно на них купить. Причём, не любыми предметами, а обязательно нужными – то есть, теми, которые люди стремятся приобрести. Если предлагаемые вещи и услуги никому не нужны, то и деньги никому не будут нужны. Таким образом, чтобы ими можно было пользоваться, к напечатанным деньгам следует присоединить эти самые ценности. Только в этом случае деньги становятся полезными – превращаются в средство обмена нужными нам предметами.
Для этого государству необходимо производство. Оно создаёт нужные людям ценности и предлагает купить. За деньги, которые люди получают в обмен на результаты своего труда. Производство может быть государственным и частным – индивидуальным или коллективным. Задача производства – создавать то, что требуется людям, то, за что они будут платить. Государственная цель в этом процессе – обеспечение денег ценностями. Частная цель – приобретение денег как ценностей, для обмена на другие ценности.
Государство состоит из людей. На государственной службе две обозначенные цели в головах людей пересекаются. Один и тот же человек имеет целью и обеспечение ценностей, и приобретение ценностей. И вторая цель для него, как для человека, важней. Если государство сильное, оно обеспечивает и постоянно поддерживает в работоспособном состоянии процесс достижения первой цели. Если оно слабое, первая цель незаметно отодвигается в сторону. И в государственном механизме в большинстве оказываются люди, для которых вторая цель – всё, а первая ничто. Люди перестают заботиться о качественном исполнении своих обязанностей – поддержании производства. Бумага, которая называется «деньги», перестаёт обеспечиваться ценностями должным образом. Деньги обесцениваются.
Другой вариант – те же люди, имея доступ к печатному станку, увеличивают количество «денег». Поскольку
государственная цель для них реального значения не имеет, их ничто не сдерживает, и они считают «допечатывание», не обеспеченное ценностями, допустимым способом решения экономических задач государства. Одна из этих задач – исполнение многочисленных финансовых обязательств перед населением и контрагентами – поставщиками товаров и услуг. Напечатать нужную сумму и расплатиться ей за приобретение товаров и услуг – это же так легко и так соблазнительно! Но если до этого момента количество денег и товаров соответствовало друг другу, то после оплаты товара необеспеченными деньгами это равновесие оказывается нарушенным: денег теперь стало больше, чем товаров. А это и есть инфляция: деньги – вот, а товаров для них нет. И для нормальной работы механизма обмена ценностями баланс между деньгами и товарами должен быть восстановлен. То есть, чтобы купить вещь, нужно заплатить за неё дороже. Так и происходит: цена вырастает, товары покупаются дороже. Баланс восстановлен. Теперь можно «допечатать» ещё немножко (а потом, конечно, ещё).
Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте
Разрушение государства – процесс не только увлекательный, но ещё и очень выгодный для тех, кто этим занимается. Ещё бы: кто у кассы, к тому же, без контроля, тот себя точно не забудет. И чем успешней это дело идёт, тем дальше оказывается государственная цель от интересов государственных служащих. Чем выше их доходы, тем непонятней, как можно заниматься какими-то скучными обязанностями, за которые и вознаграждение-то – смешное. Поэтому остановить этот процесс невозможно. Повернуть в обратную сторону – невозможно. А поскольку в таком государственном механизме большинство служащих озабоченно именно личным благополучием, то никто из них и не хочет его останавливать. Они будут использовать его до конца.
Конец – это полное исчерпание возможностей обогащения за счёт государственного механизма. Когда это станет невыгодно – то есть когда затраты при использовании этого механизма окажутся выше чем доходы от него – тогда наступит конец. Например, когда процессы, описанные выше, дойдут до своего логического завершения (хотя бы один из них). Допустим, производство окажется неспособным производить ни одного товара или услуги. Причём, опять же, нужных населению – а не каких угодно. Ракета «Тополь», например, или танк «Армата» – это не товар, нужный людям, и поэтому их выпуск не предотвратит наступление финала. И с другой стороны – когда бесконечное печатание необеспеченных денег в какой-то момент понизит их ценность настолько, что исчезнет смысл пользоваться ими.
Правда, это в идеальном варианте, подразумевающем, что невыгодной указанная деятельность становится только в самом конце. Скажем, биржевики и люди, интересующиеся биржевыми делами, во время кризиса ждут, когда наступит «дно» – нижняя точка падения, допустим, курса рубля. Или, в том же смысле, падения цены на нефть. Предполагается, что после достижения «дна» дела начнут поправляться и процесс пойдёт в обратную сторону. Если оценивать непредвзято, то очевидно, что настоящие параметры «дна» таковы: цена нефти – 0 рублей за баррель, курс рубля – 0 рублей за доллар (если говорить точно, то здесь должен быть знак бесконечности, но понятно, что бесконечное количество рублей за один доллар – это то же самое, что ноль). Однако такие параметры никогда не будут достигнуты: даже если мировая экономика откажется и от нефти, и от рубля, это произойдёт гораздо раньше. Точно также и с государственным механизмом: когда уровень производства дойдёт до некой нижней точки, или количество рублей – до некой большой величины, государственный механизм окажется практически разрушенным – в смысле, не способным генерировать доходы. И такое государство окажется никому не нужным. Кто хочет, тот и правь.
Где-то мы это уже видели – лет 100 назад.
Челябинск, Сергей Ясинский
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»