AMP18+

Челябинск

/

Где был Маркус в прошлый понедельник или смысл жизни по Вырыпаеву: в Челябинске сыграли спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре»

В Челябинске завершается фестиваль «Человек театра». И под занавес зрителям показали, пожалуй, один из самых интересных спектаклей «Летние осы кусают нас даже в ноябре».

Как передаёт корреспондент «Нового Региона», постановка вызвала нешуточный ажиотаж. В холле челябинского НХТ собралось огромное количество желающих посмотреть версию казанского театра «Арт». Зрителей пускали дозировано: сначала – участники фестиваля, затем – зрители с билетами, потом – приглашённые. Многим места не досталось. Поэтому в последний момент решили посадить публику и в глубине сцены, окружив молодых актёров плотным зрительским кольцом. Такой ажиотаж в первую очередь вызвало имя автора пьесы. «Летних ос…» написал Иван Вырыпаев – актер, сценарист, режиссер, снявший такие фильма как «Эйфория», «Кислород», «Танец Дели». Многие, отправляясь на спектакль, знали, что идут на что-то новаторское, многообещающее и так сказать сугубо авторское.

Из декораций перед зрителями оказался только сколоченный из реек стол-помост, за которым разместились три человека: Роберт, его жена Сара и друг семьи Дональд. Действие началось с утверждения: «Знаешь, Сарра, Маркус не мог быть у тебя в прошлый понедельник, потому что в прошлый понедельник он был у Дональда». Но Сарра не согласилась: «Значит, по-твоему, я вру?». Здесь и завязался главный спор: о том, где же был Маркус в прошлый понедельник, повлёкший за собой лавину неожиданных (ну, а как иначе?) откровений.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

В первую очередь выяснилось, что друг семейства – Дональд – невозможно устал: сил передвигаться, говорить и даже думать у него нет. За этим признанием и новой порцией перепалок из-за Маркуса последует объяснение вселенской усталости Дональда: он никого не любит. Детей ненавидит, женился из-за денег и в первую брачную ночь отказался спать с женой, признавшись в своей нелюбви. Дальше – больше: однажды он попытался заставить жену разлюбить его… Каким образом? Об этом зрителям поведала Сарра, а потом и сама призналась, что давно изменяет мужу и, собственно, никогда его не любила.

Поразительно: как некогда Толстой непостижимым образом описал чувства 16-летней девочки на балу, Вырыпаев описывает ощущения современной женщины, «суетою замотанной, но как прежде божественной». Попадание оказывается точным и оглушительным. Сарра задет тревожащий ее вопрос: чем должна являться женщина для мужчины – средневековым образцом послушания или волей-вольной?

«Женщина должна подчиняться мужчине, только в этом ее спасение, только в этом ее смысл. Женщина должна принадлежать… Но в нашей цивилизации, уже давно все по-другому. У нас женщины выбирают, зная, какого мужчину они хотят, кто их достоин, кому они могли бы послужить. Но таких мужчин в мире нет. Таких мужчин в мире нет. Очень трудно найти себе такого мужчину, которому я смогла бы послужить… перед которым я смогла смиренно склонить голову. Тоже самое, и с Богом. Я знаю, каким Он должен быть, поэтому я и не могу найти себе подходящего Бога, которому я буду служить. Потому что я сама выбираю его себе. А что это за слуга, который подбирает себе господина своего? Вот поэтому и нет женщинам счастья в этом мире. Потому что мы теперь сами решили искать себе мужчин».

Супруг героини останавливает этот поток откровения, озвучив повисший на устах доброй половины зрителей вопрос: «Ты это серьёзно?»

Как бы там ни было, брак героя трещит по швам. А вместе с ним, кажется, и весь мир. И вот здесь выясняется, что прошлое никогда не отпускает и продолжают жалить: может быть, на эту мысль героя наталкивают детские воспоминая об уплывшем кораблике и обвинения Дональда в том, что он, герой, малодушно голосовал не за того президента? Может быть, виной всему просто дождь? Или ревущее море? Деревьев мольба? Дурные предчувствия? Чья-то бессовестность? «А может, не чья-то, а просто моя?». Герой ощущает, что почва уходит из-под ног и что его слабость сильна как никогда. В этом спектакле, как и в этом мире, всё спуталось. И уже неважно, где был Маркус в прошлый понедельник, хотя герои по-прежнему остервенело продолжают это выяснять. Но, на самом деле, говоря на кухне о своих страхах, боли, язвах, пороках, грехах и ужасах, они пытаются выяснить, что есть главное в жизни? Может быть, когда есть кому и где это рассказать. Когда есть кухня. Когда есть друг. Когда есть муж. Когда есть жена. Когда есть жизнь.

Челябинск, Анна Вырупаева

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Культура, Общество, Россия,