Южноуральские чиновники не хотят заниматься легкой промышленностью
Легкой промышленности Южного Урала приходится выживать самостоятельно – власти ее в упор не замечают.
Как передает корреспондент NDNews.ru, пока южноуральские чиновники мечтают о формировании в регионе туристического кластера, в области пытается выжить кластер уже существующий – легкая промышленность. Об этом было заявлено сегодня на всероссийском форуме «Бизнес-навигация по России деловой».
«Легкая промышленность Челябинской области обладает всеми признаками кластера. Его нужно развивать», – сообщил генеральный директор внешней управляющей компании «Комплексные продажи» Антон Рудаков, выразив надежду, что южноуральских чиновников удастся убедить в этом благодаря форуму, организованному в Челябинске.
Пока же легпрому приходится самостоятельно решать многочисленные проблемы. Среди них – изношенность парка оборудования, дороговизна заемных средств.
Есть и более специфические вопросы. Например, проблема доступа к сырью. «У нас сложилась такая ситуация, что на готовую импортную продукцию пошлины снижаются, а на сырье они держаться сейчас на уровне 10% – 12%. Это очень много», – посетовал генеральный директор компании «Леди-Прима» Денис Силин. «Складывается ощущение, что мы защищаем рынок для китайских производителей», – поддержал своего коллегу гендиректор ООО «Фабрика шнуров» Сергей Сиренко.
Для поддержки собственной легкой промышленности правительство должно действовать с точностью до наоборот: снижать пошлины на сырье и сохранять или даже увеличивать пошлины на готовую импортную продукцию, напоминают предприниматели. Однако проблема в том, что правительство отраслью не занимается. «У нас в стране даже нет такого органа, который бы мог ею заниматься и при этом не наломать дров», – отметил Сергей Сиренко. И напомнил, что в СССР существовало самостоятельное министерство легкой промышленности. Кстати, в 1990 году доля легпрома в ВВП страны составляла 12,5%, напомнил эксперт. Теперь – только 1,4%.
Еще одна острая проблема – кадровый голод. Причем, на всех уровнях. «Работая на рынке подбора кадров мы столкнулись с тем, что швей-мотористок просто нет, – признается Антон Рудаков. – И их нигде не готовят: образовательные учреждения, где раньше учили на швей, в регионе закрыли». Не хватает местному легпрому и технологов. В некоторых регионах этот вопрос решают за счет привлечения специалистов из других субъектов РФ. Но у Южного Урала на это шансов мало. «Давайте признаемся, что Челябинская область – не тот регион, куда хочется ехать», – констатировал Антон Рудаков.
Наконец, не достает отрасли топ-менеджеров в сфере маркетинга. «Нужны люди, которые могли увидеть, что будет продаваться на рынке, на что стоит направлять инвестиции», – подчеркнул гендиректор «Комплексных продаж».
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Кадровый вопрос можно было бы решить с помощью регионального правительства. Ведь именно в его ведении находится система среднего профессионального образования. Но пока чиновники не проявляют к легпрому интереса. По признанию Дениса Силина, когда он пытался обосновать недальновидность закрытия одного из учебных заведений, где готовили специалистов для швейной промышленности, разговор закончился предложением профинансировать работу педагогического состава и принять участие в модернизации материально-технической базы образовательного учреждения. После этого в компании решили, что дешевле будет готовить кадры самостоятельно.
Итогом обсуждения стал своеобразный доклад о состоянии и возможностях сложившегося на Южном Урале кластера легкой промышленности, а также возможностях его поддержки. На вечернем пленарном заседании участники форума намерены вручить его губернатору области Борису Дубровскому. В надежде, что чиновники все же заметят проблемы отрасли, развивающейся несмотря ни на что.
Челябинск, Виктор Елисеев
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»