По полной программе: почему в России все так, а не иначе Спецпроект NDNews «Политика для чайников»
Шестнадцатый год нового тысячелетия и шестнадцатый год всё того же президентства (умолчим про Медведева). На всех экранах страны – «Прямая линия». Это название пока ещё образное выражение: телевидение финансируется бесперебойно, программы ещё готовятся, изображение ещё поступает через антенну и перерабатывается в головах. «Прямая линия» – символ связи напрямую с президентом. Это не символ кардиограммы! Не символ энцефалограммы! Со здоровьем страны всё в порядке: пульс есть!
Парадоксальным образом, радует то, что собирать народ на это мероприятие властям пришлось обманом и в приказном порядке. Это кое-что говорит об умственных способностях населения страны. И народу в зале было немного. Скромненько. «Бедненько, зато чисто!» (Или просто деньги экономят?) Кто сумел, отбрыкался. Остальные мучаются – кроме тех, кто всегда готов.
Уныло сидеть почти четыре часа на этом мёртвом празднике жизни в компании таких же пострадавших – ну, не каждый в состоянии улыбаться и излучать оптимизм. Особенно неприятно тем, кто понимает, что они – десерт для вампиров. У этих, может, и праздник, а ты – лакомство. Вот и поулыбайся тут. А если тебя ещё назначили задавальщиком вопроса – вообще весело. Один, вон, задал вопрос – уже сидит. Второй (из Челябинска, кстати) спросил про зарплату – уже почти сидит. Похожую ситуацию когда-то описал один советский поэт, может, кто-нибудь ещё помнит: «тут и сел старик». Если бы президент пошутил, мол, вопросы здесь задаю я! – пришлось бы всем «Скорую» вызывать. Но он милостиво не пошутил. Пронесло, так сказать.
Разумеется, речь о бизнесе. Бизнесмены, предприниматели есть? Собирайтесь. Без вещей. Главный зовёт – хочет побеседовать. Спросить хочет: вы чем-нибудь недовольны, претензии есть? Так что, давайте, выдвигайтесь, в колонну по одному. Руки держать на виду. Говорить смело, не стесняться! Он будет добрый. Чё, «нет»? Ты же хочешь благоприятного делового климата? Вот и иди. Давай-давай, не задерживай.
И вот, значит, на «Прямой линии» бизнесмены, собрав волю в кулак, задают смелые вопросы. Бизнес всей бескрайней страны спрашивает: «Когда же власть, наконец, в отношении к бизнесу перейдёт всё же на новый уровень – от вот такого одностороннего кормления к нормальному, здоровому партнёрству?.. Когда от нас отстанут, как от бизнеса, потому что проверки действительно замучили?»
Бизнес спрашивает: когда в стране возникнет благоприятный деловой климат? Казалось бы, законный вопрос, заранее согласованный – сами же хотели? Но нет! В зале обнаруживаются гости, «которым есть, что возразить представителям бизнеса». В духе современных реалий, это не сотрудники НКВД – это просто пожарный инспектор. Без пистолета, наручников и конвоя. И вообще, за строгое соблюдение закона.
Пожарный инспектор советуется с президентом по поводу дальнейшей судьбы бизнесменов. Говорит, а может не надо их сразу того – в смысле, наказывать? Может, попробовать придумать какой-нибудь такой закон, чтобы сначала выписывать предписание? А потом уже – по полной программе?
Вот как гуманны люди, «которым есть, что возразить»! Что же вы о них так нехорошо думаете-то! Человек ведь заботится, мучительно ищет выход, худеет. Вот уже дошел до самого президента, спрашивает: может быть, надо не сразу наказывать? Или всё-таки сразу? Как лучше? Без предписания? С предписанием?
Вообще-то, по закону всегда было так: сначала даётся предписание на устранение нарушения, а если при следующей проверке обнаруживается, что нарушение не устранено, выписывается штраф. В «Положении о государственном пожарном надзоре» в статье 9 находится пункт 5. Этот пункт позволяет инспектору «давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности». Именно этот пункт и нужно применить при нарушении правил пожарной безопасности. Но инспектор, как следует из его слов, привык действовать иначе: он перешагивает пункт 5, и сразу хватается за пункт 10 – наказывать.
Никаких дополнительных законов придумывать не надо: всё уже есть. И незачем гадать, как поступить: нужно тупо выполнить пункт 5, а если не помогло – пункт 10. Инспектору следует исправить собственную последовательность действий. Но исправит ли? Вряд ли. Как отметил президент, отвечая на вопрос по этой теме: «Такой у нас менталитет, особенно у чиновничества, если кто на чём стоит, тот старается максимально использовать своё статусное положение и обеспечить ренту».
Понятно? Такой у НИХ менталитет. Вы чего, бизнесмены? Менталитет такой – его изменить нельзя! Ну, если вас утешит, то вот вам ещё ответ: «вместе с предпринимательским сообществом мы будем искать дополнительные средства – и внедрять их – по созданию благоприятного делового климата... принято решение о каникулах для малого и среднего бизнеса на проверочную деятельность... Будем вместе работать». Не забыл президент, сказал всё-таки: благоприятный деловой климат. Он о вас думает! И, конечно, это именно для вас, для бизнесменов, благоприятный климат. Курорт просто. И каникулы вам ещё в подарок – отдохните немножко.
Для полноты картины следует привести и слова президента, обращенные к пожарному инспектору: «Мы с вами на одной волне работаем и думаем. Потому что есть уже поручение президента Российской Федерации действовать контрольно-надзорным органам именно таким образом. Более того, готовятся соответствующие изменения... в нормативную базу».
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Уже внешне ответ выглядит как формальная отписка, мол, принимаем меры. Вдобавок, он внутренне противоречив. Если президент дал поручение, зачем изменения в нормативную базу? Чтобы можно было работать по-новому? Хорошо, пусть так. Только, ведь, если самого поручения недостаточно, то оно вообще лишнее.
А какие изменения можно внести в нормативную базу, когда всё необходимое уже существует? Когда дело только в том, чтобы исполнять. Может, поручение президента именно об этом? Ну, и как тогда это выглядит? Президент специальным документом поручает контрольно-надзорным органам действовать не так, как им хочется, а как положено – по закону. И затем готовит нормативную базу – законы, которые, дублируя законы, позволят, наконец, работать по закону. Но так не бывает. Если закон соблюдается, дублирование не нужно, а если не соблюдается, оно бессмысленно.
В прежние времена законы были те же самые – и всё работало. Сейчас не работает. Значит, дело здесь не в формулировках закона. Дело в изменении отношения к нему. Но какое там может быть отношение, когда «такой у нас менталитет»? Либо закон – либо менталитет. Вопрос: на что должен ссылаться гарант Конституции? На законы. А он что делает? Ссылается на менталитет, который, между прочим, противоречит закону (осуществление стремления «максимально использовать своё статусное положение и обеспечить ренту» – это преступление). То есть говорит: «Мы так живём, на том стоим и стоять будем!»
Можно, конечно сказать, что это он просто по ходу разговора так выразился неудачно, и это ничего не значит. Так вот именно! То, что он сказал – ничего не значит. Что и требовалось доказать. Это тем, кто находится на той стороне баррикады, есть смысл доказывать, что слова президента имеют вес. А на нашей стороне всё понятно.
Челябинск, Сергей Ясинский
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»