Что сказал президент: дорожные фонды как «загашник» для региональных чиновников Авторская колонка Александра Ростакова
Неделю назад состоялась очередная «прямая линия» российского президента с народом. Что показательно: поступило много вопросов о состоянии российских дорог. А повезло только Омску: его жительнице выпала честь озвучить проблему в прямом эфире, и власти ее города кинулись ремонтировать дороги с тройным усилием. Челябинцам удалось спросить про зарплату. Теперь зарплата есть (у некоторых), а дорог по-прежнему нет – у всех. Поэтому сами дороги мы обсуждать не будем – зачем мусолить то, чего нет. А попробуем разобраться в том, что сказал президент.
Основным тезисом, который подхватили многие СМИ, было банальное перекладывание ответственности на местные власти. Я понимаю, что капитан корабля не знает, да и не обязан знать, чем заняты крысы в трюме, но в том, что они – крысы – появились, есть доля его вины. И он должен, хотя бы, контролировать их численность для создания благоприятных условий пассажирам, это одна из прямых задач капитана. Но складывается, ощущение, что наш капитан ситуацией не владеет.
Начал президент с того, что ситуация, «как ни странно», обострилась, ведь некоторое время назад были созданы дорожные фонды и в них направляется значительная часть средств. Действительно, созданы фонды были не так давно – в 2011 году. А до этого – до 1 января 2003 года существовал закон «О дорожных фондах в Российской Федерации», в котором, точно так же основным источником доходов служил акцизный налог на топливо. Однако в старом законе был зафиксирован размер поступлений от такого налога – 50%. В новом законе ничего подобного нет. Субъекты сами решают, какой размер поступлений направить в дорожный фонд. Кроме того, согласно старому закону, в дорожный фонд зачислялись поступления от земельного налога субъекта в размере 100 % доходов и транспортный налог. Транспортный налог в новом законе присутствует, а земельный исчез.
Принципиальная разница между этими законами заключается в том, что в старом законе было жестко прописано, на что можно тратить деньги из дорожного фонда – только на содержание и ремонт дорог. В новом законе прописаны порядок формирования и использования дорожных фондов субъектами, но запрета на иное использование не предусмотрено. Как использовать и куда направлять остальное, по сути, решают чиновники на местах.
В 2003 году старый закон утратил силу, и до 2011 «дорожные деньги» почти не контролировались. Работали только общие статьи Налогового и Бюджетного кодексов. И в те годы власти регионов просто распоряжались этими средствами, как хотели. И сейчас продолжают пользоваться этим «загашником» – ведь не запрещено же. Президент, собственно говоря, это и подтвердил, отметив, что на капитальный ремонт дорог тратиться не более 10% дорожного фонда.
Дорожный фонд Челябинской области в 2015 году составлял 9,12 млрд. рублей. Это чуть меньше 10% всего бюджета области, запланированного на 2015 год. Треть заявленной суммы – 3 млрд потратили на содержание дорог (кто-нибудь где-нибудь порядок?) На капитальный ремонт было выделено всего 4%. Но и это не смогли освоить – выполнили всего 3,8%. Где же тут оптимистично заявленная президентом «десятина» на капремонт дорог?
А в текущем году дорожный фонд региона намного меньше – всего 7,4 млрд. рублей. На капитальный ремонт планируется потратить больше, чем в 2015 году: 487 млн, или 6,5% от общей суммы. А расходы на содержание увеличены до 4,4 млрд. Правда, результата такого увеличения до сих пор не наблюдается: уже даже приезжие звезды шоу-бизнеса и журналисты во всеуслышание заявляют: челябинские дороги – сплошные ямы, пыль и грязь.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Что же предложил президент для улучшения ситуации? Во-первых, сделать так, чтобы эти средства шли на дорожное строительство или капитальный ремонт. Странное предложение, которое, по сути, ни чего не меняет и не конкретизирует. Ведь отчеты о расходовании средств регулярно выкладываются на сайте правительства тоже же Челябинской области, притом, довольно подробные. Все и так видно. Единственна мера – это вернуть формулировку о расходовании дорожных фондов, взяв ее из закона, работающего до 2003 года. Президент сказал, что он, совместно с правительством, подумает над нецелевым использованием дорожных фондов. Очень надеюсь, что это будет означать именно такое изменение текущего закона.
Вторым пунктом – «оперативным и дополнительным» – президент сообщил, что в этом году принято решение увеличить акцизы на топливо на 2 рубля. И изначально планировалось направить эти средства в дорожные фонды, однако министерство финансов планирует забрать их для бюджета. Владимир Владимирович выразил мысль, что можно попробовать договориться с минфином, и получить около 40 млрд. рублей. Только президент умолчал, что акциз – это налог субъекта РФ, и зачисляется он в бюджет субъекта в размере 100% (согласно Бюджетному кодексу РФ). И данными средствами субъекты вправе распоряжаться, как ему угодно (согласно все тому же Бюджетному кодексу). И, как уже говорилось, формировать дорожный фонд по собственному усмотрению.
Для того, чтобы на самом деле «найти компромисс» и оставить хотя бы 1 рубль в дорожных фондах, необходимо всего лишь добавить в действующее законодательство конкретные проценты, которые необходимо направлять на формирование фондов, как это было в старом законе.
Пожалуй единственным полезным из предложений президента являются «контракты полного цикла». Действительно, заинтересованность фирмы, с которой заключается подобный договор, в качестве дорог гораздо выше. Ведь если изначально, на этапе строительства, сделать все качественно, то дальнейшие затраты на содержание дороги будут незначительными. И средства, получаемые на это, можно расходовать оптимальнее и направлять на развитие. Но что мешает местным властям работать по такой схеме прямо сейчас? Почему у нас каждый год асфальт сходит вместе со снегом, и никому за это ничего не бывает – ни тем, кто делал дорогу, ни тем, кто ее принимал?
Впрочем, лично меня гораздо больше волнует другой вопрос: зачем вообще в 2003 году отменили закон «О дорожных фондах в Российской Федерации», а через 8 лет создали жалкую его тень, которая, собственно, и довела дороги до сегодняшнего плачевного состояния.
Челябинск, Александр Ростаков
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»